Электротеатр Станиславский

[WI MEN]

Ничего не понятно, но всё почувствовалось
Режиссёр-хореограф Лина Лангнер
Хореографический диптих [WI MEN] в Электротеатре Станиславского — неоднозначная постановка режиссера-хореографа Лины Лангнер. Спектакль может понравиться тем, кто устал говорить и слышать и хочет просто чувствовать. Он для тех, кому близок артхаус или нравятся фильмы Роберта Эггерса или Ларса фон Триера. Тогда вас, возможно, [WI MEN] тоже зацепит.
Первая часть спектакля напоминает ведьминский шабаш: женщины в элегантных черных платьях и с красной помадой рычат, сбрасывают обувь. Их танцы полны экспрессии — они переходят в конвульсии, а смех перерастает в крик. Лангнер умело играет с символизмом, используя понятные зрителю метафоры — снятие нижнего белья становится актом освобождения.
Несмотря на хореографическое разнообразие, работа со светом может показаться слишком простой: почти весь спектакль сцену освещает только дежурный белый свет, и лишь в одном моменте он неожиданно сменяется на красный, усиливая ощущение тревоги. Именно в этот момент танцовщицы начинают движение в сторону зрительного зала, ломая четвертую стену, — кажется, что они и не собираются останавливаться.

Декорации спектакля минималистичны: на сцене можно увидеть только стулья, но пространство не выглядит пустым — его все заполняли танцовщицы.
Весь спектакль играется в тишине, и лишь редкие сюжетные моменты выделяются музыкальным сопровождением. В первом акте звучит живая музыка: синтезатор, барабан и гитара. Этим нехитрым набором музыканты создают торжественные мотивы, джазовые этюды и блюзовые наигрыши, но главным художественным приемом остается тишина. Один из самых впечатляющих моментов спектакля связан именно со звуком: до этого хранившие молчание актрисы вдруг начинают кричать как птица, реветь как олень, рычать как кабан. Все это вместе оставляет неизгладимое впечатление.

Во втором акте настроение спектакля меняется на сто восемьдесят градусов. От мистики и первобытности не остается и следа — сцена превращается в площадку для зарисовок, преимущественно юмористических.
У каждой актрисы свой образ и типаж, который подчеркивает их одежда, — однотипные черные платья сменяются яркими и даже кричащими нарядами. В сценках оживают знакомые жизненные ситуации: несчастная любовь, пьяные подружки, жажда получить внимание любым путем. Страстно, романтично, смешно, неуклюже каждая рассказывает свою историю. Не всегда эти монологи будут понятны — некоторые могут быть, к примеру, на испанском, где кроме «la puta madre» ничего не понятно. Но, возможно, большего и не надо, тут главное — чувствовать.
В спектакле есть своя пикантность, интрига и элемент неожиданности — невозможно предугадать следующий шаг, на сцене может случиться что угодно. Например, может неожиданно начаться опера, и у вас не возникнет диссонанса, потому что когда все вокруг странно, то это становится новой нормой. Однако избыток подобных моментов может утомить.
Спектакль наполнен метафорами, а значит, вызывает много вопросов. Например, случайно ли в постановке было ровно 13 танцовщиц, или это тоже символ?
[WI MEN] — это спектакль, который сложно однозначно оценить. Он может вызвать восторг или раздражение, но точно не оставит равнодушным. И он идеально подходит для тех, кто готов отказаться от логики и просто чувствовать.

Редактор: Елизавета Матросова
Фотограф: Ярослава Панкратова
Фоторепортаж со спектакля