Режиссёр: Сергей Коротаев


«В списках не значился»

Последний солдат Брестской крепости
21 июня 1941 года. Молодой лейтенант Николай Плужников (Владислав Миллер) прибывает в Брест. В приграничном с занятой нацистами Польшей Бресте все говорят о том, что скоро начнется война. Но Плужников верит в нерушимость пакта о ненападении между СССР и Германией («Но ведь ТАСС сказал — войны не будет…» «ТАСС в Москве. А мы в Бресте»).

Уже через несколько часов эта иллюзия рухнет под грохот бомб, а сам он окажется в эпицентре ада — в осажденной Брестской крепости.
Тут следует сразу оговориться, что военные фильмы всегда пробивают меня на слезы. Смотреть их спокойно я не могу, катастрофа потерянной человеческой жизни стоит для меня выше прочих тем. Поэтому здесь я заплакала, когда на Брестскую крепость упали первые бомбы и началась война.
Фильм Сергея Коротаева и Владимира Машкова стал экранизацией одноименной повести Бориса Васильева и открыл 47-й Международный Московский кинофестиваль. Эта картина — не просто военная драма, а история превращения обычного мальчишки, которому было всего 19 лет, в символ несгибаемой воли, героизма, лицо Брестской крепости. Плужников не успел попасть в списки боевого состава — и от того борьба его становится лишь более символичной.

Фильм наполнен жестокими, грязными, страшными сценами. Бомбежка крепости, взрывы, обезображенные тела, сваленные в кучу трупы, хаотичные перестрелки — Плужников проходит через все это и чудом из раза в раз остается живым. Он понимает, что он жив потому, что кто-то умер вместо него. Что кто-то жертвует своей жизнью, чтобы он остался на защите крепости. И поэтому отступать он не имеет права. И поэтому днями, неделями, месяцами он защищает землю, которую ему поручили защищать. Пусть в списках защитников его и нет.
Владислав Миллер, исполнивший главную роль, смог передать трансформацию своего героя, произошедшую с ним за считанные дни — контраст между молодым лейтенантом, только прибывшим в крепость, и солдатом с ужасом, болью и решимостью в глазах виден слишком отчетливо. Эти глаза не видят, как солдаты вражеской стороны отдают ему честь. Эти глаза ослепли. И здесь невольно вспоминается взгляд Флёры из «Иди и смотри» — взгляд, который очень сильно хотелось бы забыть, но сделать это невозможно.
Сильнее прочего трагедию войны подчеркивает любовь. Когда Плужников подносит к виску пистолет, готовый сдаться, понимая, что он не в силах, он больше не в силах бороться, его останавливает хромоногая еврейская девушка Мирра (Алена Морилова). Мирра дарит ему новую цель — бороться, чтобы выжить, чтобы победить и увезти ее в Москву танцевать в парке Горького под ясным безоблачным небом, в котором не слышно военных самолетов и свиста падающих бомб.

Вот только и это оказалось невозможно. Их редкие моменты покоя — словно сны о мирной жизни, но реальность беспощадна, и эти светлые эпизоды лишь сильнее оттеняют трагизм происходящего.

Финал их истории заставляет цепенеть — вот так, без жалости, без сострадания… Такое могло быть? Такое происходило на самом деле.
Оставшийся один Плужников сражается до конца. Отрезанный от всего остального мира, не знающий, взяли Москву или нет, не понимающий, почему на помощь не пришла красная армия, он сражается до последнего, пока немцы не отправляют на переговоры с ним старого скрипача, которого Плужников видел по прибытии в Брест. Скрипач говорит — немцы не взял Москву. И лейтенант Николай Плужников выходит из подземелья, а немецкий генерал отдает честь последнему защитнику Брестской крепости.
«Крепость не пала, — говорит лейтенант. — Крепость не пала. Она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля».

«В списках не значился" — тяжелый, выворачивающий наизнанку душу фильм.

Такое кино нужно смотреть. Даже если будет больно.

Автор: Ксения Плакунова
Кадры: Кино-Театр.Ру