Александринский театр

«Воскресение»

Песнь раскаяния
Режиссёр — Никита Кобелев
«Большие гастроли» Александринского театра в Москве завершились спектаклем «Воскресение» 5 и 6 апреля. Впервые сценическая адаптация романа великого русского классика, поставленная Никитой Кобелевым совместно с драматургом Дмитрием Богославским, была представлена на Основной сцене в Петербурге 17 мая 2024 года.

Как отмечает сам режиссёр, его взгляд на произведение отличает интерподход, то есть пристальное внимание к внутренним смыслам, а не внешней оболочке романа.
«Мне интересно, как меняется главный герой, какой путь он проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его исправить вообще?» — делится Кобелев в аннотации к постановке.
«Воскресение» Нехлюдова для режиссёра становится пробуждением избалованного материальными ценностями человека в противопоставлении жестокой реальности простых людей и его прозрение в открытии настоящим духовным смыслам, кажущимися теперь единственно правильными.
Сергий, выбирающий Бога, и купец, сгубивший душу преступлением по вине страсти, служат для Нехлюдова испытанием в дороге, подсказкой о необходимости верного нравственного выбора, ведь за спасением души и искуплением грехов молодой человек должен обращаться не к женщине, не к любви и не к попытке отплатиться материальными ценностями, а к Богу. Раскаявшись в содеянном искренне и пересмотрев образ своей жизни, Нехлюдов уже пережил духовное преображение, Катюшу он может отпустить, вот что подсказывают страшные диалоги в поезде.

Неподготовленный зритель поймёт спектакль, даже если не знаком с творчеством Л. Н. Толстого. Роман передан почти дословно в ключевых сценах, сюжет и диалоги просты, а повести встроены так гармонично, что без книжного понимания их и не отличишь от содержания произведения. Это одно из достоинств постановки — точное попадание в смыслы без перегрузки и мастерство сделать вещь интересной для любого зрителя.
Удивившей деталью станет смена персонажей: там, где у Л. Н. Толстого чиновники в суде над Катюшей мужчины, у Кобелева перед зрителем предстают женщины. И вот уже не муж жалуется другу на растраченные женой деньги, а жена недовольно пересказывает подруге утренний семейный скандал. Такой ход приближает поставку к современным реалиям, где подобные рабочие места доступны и женщинам, и уравнивает одинаковые будничные проблемы для обеих сторон. Здесь же стоит отметить и то, что многие актеры исполняют в спектакле сразу несколько ролей, однако делают это без путаницы для зрителя.

Вместе с Нехлюдовым через весь спектакль проходит преследующий призрак его покойной матери, сшивающий собой структуру. Она же закрывает поставку, выступая в финале, перед тем, как герой засыпает, что символизирует его скорое пробуждение к новой жизни после сна, то есть завершение пути нравственного преображения.
Как вечно бессмертна классика, так остаётся актуальным да понятным её прочтение. Спектакль поднимает нравственно-философские вопросы, обличает в социальном подтексте сладость светской жизни богачей и нечестные правила для простого народа, что близко и современной русской действительности.

Оценит постановку Кобелева каждый сам, вынося из визуальных и музыкальных решений, мнение на свой вкус, однако смотреть вещь точно стоит. И если не успели в Москве, обязательно навестите Санкт-Петербург.
Приглашённый автор: Тата Кот
Фото: Сайт Александринского театра