«Волки»

Идёт охота на волков, идёт охота!
Режиссёр — Михаил Кулунаков
Основой для сюжета фильма «Волки» послужила жуткая, но поучительная быль на ночь, которую бабушка Михаила Кулунакова рассказывала ему в детстве. Бабушка же узнала о ней из романа, написанного её братом. И, поверьте, даже братья Гримм с их бесцензурно-страшными сказками сняли бы шляпы, оценив жестокость этой истории.
Конец XIX века, Алтай. Юная и прекрасная Кымыскай (Арунай Тазранова) приглянулась богатому, но жестокому мужчине по имени Кутус (Вадим Деев). Сама девушка влюблена в простого парня Токну (Тимур Кыдыков), но считаться с её чувствами никто, разумеется, не собирается. Кутус похищает Кымыскай и силой забирает её невинность, но девушке чудом удаётся сбежать с Токной. 

Десять лет пара скрывается в горах, но Токна оказывается вовсе не славным парнем: он попрекает Кымыскай первым ребёнком — плодом насилия Кутуса, — да и в целом относится к ней довольно пренебрежительно. А ещё Токна совершенно не способен защитить свою семью, а в бой рвётся исключительно на словах, и лучше всего его характеризуют слова его племянника «Эх, дядя, опять вам по морде дали!».
В один непрекрасный день у Кымыскай и Токны пропадает корова, которую последний находит зверски убитой и с издевательским посланием от Кутуса. Токна отправляется поговорить с Кутусом и попытаться решить всё мирным путём, но его с позором выгоняют. Он сообщает об этом племяннику, храброму и инициативному парнишке с командой таких же друзей, которые именуют себя Волками. И это запускает цепочку трагических событий, что затронут сразу несколько семей.
Открывает фильм довольно физиологичная сцена свежевания только что пойманной лани. Она нарочито затянута и детальна ровно настолько, чтобы зрителю сделалось максимально некомфортно — ну и, вероятно, чтобы сразу подготовить его к тому, что подобных сцен в кинокартине будет немало. А после мы видим Кымыскай, беззаботную, счастливую и ещё не знающую, что её ждёт. В связи с этим не могу не вспомнить открывающую сцену прошлогоднего якутского хоррора «Кукушка» Евгения Николаева: в нём кадры, где корову ведут на заклание, перемежаются с кадрами утра невесты Сайааны, которую наряжают и прихорашивают перед свадьбой. У Сайааны и Кымыскай будут ещё две схожих по контексту и визуалу сцены. Но если «Кукушка» уводит экзистенциальный ужас человека в сторону мистического, то «Волки» остаются в рамках суровой реальности, которая нередко ощущается куда страшнее любого вторжения из иных миров — ведь в неё легче поверить и применить к себе.
Кстати, настоящих волков вы на экране не увидите, хотя фауна в фильме представлена довольно широко и разнообразно. Но режиссёр Михаил Кулунаков и оператор Ольга Кулунакова, которой удалось поработать ещё и над сценарием «Волков», с помощью деталей и целых эпизодов акцентируют внимание зрителя на символичную и тесную связь животных и людей. Корова Кымыскай и Токны, труп которой он нашёл в лесу, была обута в человеческие сапоги (у этого было практическое обоснование — животное не должно было оставлять своих следов, по которым его можно было бы найти), а бравая пацанячья команда Волков перед «охотой» (на самом деле, расправой) скидывает свои волчьи полушубки и лишь потом начинает действовать. Двое сыновей Кымыскай и Токны заботятся о щенках, напоминающих их самих. Сегодня характерную рану нанесли овце — завтра от такой же раны, нанесённой рукой того же человека, умрёт твой знакомый…
«Волки» — это фильм, в котором абсолютно все актёры в своих ролях органичны и крайне хороши. Но особенно хочется отметить мальчишек Арлана Бобкова и Эмира Елкачинова, сыгравших сыновей Кымыскай — старшего Айабаса и младшего Астыка. Это были единственные на площадке актёры без актёрского образования, но они в столь юном возрасте так искренне прожили каждую секунду в кадре, как не каждому дипломированному взрослому под силу. Ребят нашли в той же деревне, где проходили съёмки, и это действительно бриллианты в море стекла.
…И каким же спокойным и величественным выглядит Алтай на контрасте с эмоциональными сценами с людьми и кровавыми сценами с убийствами животных! А они как раз на его фоне ощущаются ещё ярче и трагичнее. Силами Ольги Кулунаковой и её операторского таланта Алтай становится полноправным героем истории, молчаливым наблюдателем за людьми, их короткими, по его меркам, жизнями, неверными решениями и их последствиями.
Финал вынет из вас душу и будет долго пытать её на ваших же глазах. Невыносимо будет всем — и героям, и зрителю. Но если пережить эти мучения и досмотреть до конца, то можно получить, нет, не хэппи-энд, но осколок робкой надежды на то, что будущее всё же есть. А ещё очень символично, что история начиналась смертью, а закончится новыми ростками жизни.
Автор: Эрин Бегетнева
Кадры: Кинопоиск