театр кукол имени С. В. Образцова & «Театр в кино»

«Турандот»

«Спокойной ночи, малыши» для взрослых
Режиссёр киноверсии Борис Константинов, режиссёр спектакля Валерий Спирин
Спектакль"Турандот" был поставлен в театре кукол им. С. В. Образцова режиссером Борисом Константиновым, а вот киноверсия уже была создана Валерием Спириным. Такой подход, когда разные режиссеры по-разному интерпретируют один и тот же спектакль, делает произведение многослойным. Театральная версия передает живое присутствие кукловодов, а кинематографическая позволяет рассмотреть мельчайшие детали кукол и декораций, что делает ее полноценным самостоятельным произведением.
Театр кукол зачастую воспринимается как нечто детское, вроде «Спокойной ночи, малыши». Однако этот спектакль развеял этот миф, подарив совсем не детские впечатления. Он оказался ярким, взрослым, с неожиданно жесткими элементами вроде отрубания голов и отсылками к советскому кинематографу, которые выглядели странными и даже немного неуместными.
Неподготовленному зрителю смотреть спектакль окажется сложно. Сюжет пьесы понятен только в том случае, если зритель заранее знаком с оригиналом. Без предварительного знакомства с «Турандот» было бы трудно разобраться в именах персонажей и их взаимоотношениях.
Само действо завораживает: спектакль выстроен как череда символических сцен, в которых минималистичные декорации и выразительные куклы создают ощущение восточной сказки. Диалоги насыщены философскими рассуждениями и тонкой сатирой, а главные персонажи представлены как архетипические фигуры. Все это делает постановку сложной, но визуально эффектной.
Одним из самых неожиданных моментов стала концовка: Турандот сама ложится на гильотину, просит прощения у мужчин, а затем ей отрубают голову. Однако позже она вновь появляется на сцене, что, вероятно, символизирует метафорическое обновление. В целом, идея пьесы напоминает классическую сказку о гордой царевне, которую «спасает» принц, что и является фабулой оригинала, написанного во второй половине 18 века. Такой сюжет кажется устаревшим и малоактуальным в современном мире, но классика есть классика.
Если говорить о визуальной составляющей спектакля — дизайн кукол выполнен гениально. Перед началом показа в качестве вводной части показывают короткий фильм о создании спектакля. В нем рассказывается о работе над куклами и приемах передачи движения в статичных объектах. И в процессе просмотра спектакля ты понимаешь, зачем нужна была эта «вводная лекция». Становится понятнее, как работают переворачивающиеся маски на лицах персонажей, позволяющие менять выражение (например, у Калифа были спокойное и обезумевшее от любви к Турандот лица), или сцена с торговкой лапшой, где «съеденная» лапша исчезала с палочек, создавая иллюзию движения.
Куклы не выглядят живыми, но спустя непродолжительное время стилистика постановки становится привычной, и это перестает бросаться в глаза. Декорации оказываются одной из самых интересных частей спектакля: все события происходят ночью, на фоне луны, которая меняет цвет на красный в напряженные моменты. Все действия разворачиваются на воде, а персонажи находятся на маленьких лодочках. И все это создает эффект венецианского шоу. Только кукольного.
Стоит поговорить о голосовой работе актеров. Их голоса настолько выразительны, что спектакль можно слушать отдельно как аудиопостановку, и он не потеряет своей силы. Особенно впечатляют Калиф и старый император. Первый звучит насмешливо, уверенно в себе, но в сценах с Турандот его голос наполняется безумием, передавая одержимость принцессой. Император же говорит звонко, иногда тараторит, что контрастирует с его высоким титулом, добавляя комедии. Но когда этот же тщедушный старичок оказывается в своих боевых латах и на троне, его голос приобретает невероятную глубину. Почти все смешные моменты спектакля завязаны на императоре.
Музыка и звуковые эффекты удачно дополняют спектакль, создавая атмосферу. Используются восточные мотивы, напоминающие традиционные китайские и японские мелодии. Иногда музыка звучит фоном, мягко подчеркивая драматизм сцен, а иногда резко обрывается, усиливая напряжение. В моменты казни или признаний в любви звучат тревожные барабаны, создающие ощущение неотвратимости судьбы. Такое музыкальное оформление делает постановку еще более эмоционально насыщенной.

Также не стоит забывать, что эта постановка — это спектакль в спектакле! Действие начинается под звуки горячей Италии, где писатель (возможно, сам Гоцци), делится со своими товарищами мыслями о своей пьесе, которую вот уже надо ставить, но концовки нет. На что его друзья отвечают, что разберутся «по ходу дела». И вот — маски переворачиваются, и вместо носатых итальянцев перед нами тонкие китайские служители имперского двора. Очень легко забыть об этом, но на поклон деревянные актеры выходят под ту же открывающую задорную южную мелодию.

Съемка спектакля преимущественно сосредоточена на действии, которое происходит на сцене. И лишь изредка камера поворачивалась, показывая зрительный зал и напоминая, что это театральное представление. Однако киноверсия дает одно важное преимущество: благодаря крупным планам можно рассмотреть мельчайшие детали кукол и костюмов, чего не удастся сделать даже сидя в первом ряду.
При этом спектакль сохраняет ощущение кукольного театра, так как куклы не повторяют человеческие пропорции, но при этом кинематографический формат позволяет глубже погрузиться в визуальную составляющую постановки.
Этот спектакль рекомендуется тем, кто уже знаком с «Турандот». Постановка может заинтересовать дизайнеров, ищущих вдохновение, ведь визуальная составляющая действительно потрясающая. Также это хороший вариант для тех, кто не может позволить себе билеты в первый ряд театра. Но вот детям спектакль может показаться неинтересным из-за медленного темпа повествования и наличия уж слишком взрослых шуток.
Редактор: Елизавета Матросова
Фото: Пресс-служба проекта «Театр в кино»