Арт-Партнер

«Торговцы резиной»
Больше не надо
Режиссёр — Петр Шерешевский
Что делать, если единственное, что осталось от отца — десять тысяч презервативов, аптека без покупателей, а в банке счет, который не вывести? Смотреть спектакль Петра Шерешевского «Торговцы резиной», чтобы ответить на этот вопрос.
Спроль пытается продать резиновые изделия, Берло заведует аптекой и хочет замуж, Цингербай дорожит чеком на 60 тысяч тугриков. Это весь сюжет пьесы в одном предложении. Комичная ситуация, из-за которой зрители могут пролить слезу. А все от того, что за внешней комедией скрывается трагедия.

Персонаж Игоря Верника — Шмуэль Спроль. Ему-то и достались в наследство высококачественные австрийские презервативы. Они вечны, как концепт, но со своим сроком годности. Гарантируют безопасность, но только если ими правильно пользоваться. Их всегда покупают, но не в больших количествах. Они становятся головной болью для героя. 

Презервативы для Спроля — это ипотека, кредиты и микрозаймы от умершего родственника. Также это может быть и груз ответственности, неизлечимая болезнь. Ничего путного отец не оставил — одни проблемы.

Актер через игру передает всю патовость ситуации на протяжении всего действия. Мимика полна притворства, когда он общается с двумя другими персонажами. Он старается скрыть за лестью свое желание поскорее избавиться от презервативов и обогатиться. Эта идея-фикс не дает ему покоя настолько, что герой не использует их сам, хотя возможность была.
Второй персонаж — прямой конкурент Спроля, хозяйка аптеки Бела Берло. Хоть она и унаследовала аптеку, доходное место, в котором все нуждаются, но там пусто. Это одиночество давит на героиню. Ей за 40, а мужа нет, детей нет, но в то же время Бела никого не оставляет на ночевку. Довод такой: сначала женитьба. Девушке, уже женщине, хочется ощутить тепло, она не хочет тянуть на себе быт и доход. 
Полина Кутепова передает через язык тела свою боль. Ее героиня тянется к мужчинам, намекает им о бурной ночи. Но из-за внутренних установок не подпускает их слишком близко. Время потеряно, Бела переросла бессмысленные свидания. Нужна стабильность, безопасность.
Третий герой — это Иоханан Цингербай. Невероятно скупой немолодой человек. Когда дело касается денег, актер Виталий Коваленко старается сжаться внутрь себя. На его сберегательном счету 60 тысяч, но он экономит на всем. Для него лучше поесть за счет дамы сердца, чем угостить ее кофе на свидании.

Его сумма становится грузом, который увеличится из-за процентов в будущем. Желание Иоханана обладать большим капиталом заталкивает его в угол. Герой не позволяет снять с счета ни одного тугрика. Сама мысль о том, чтобы отдать кому-то деньги, повергает его в ужас. 

Каждый герой имел возможность поменять свою жизнь, выкинуть свои предубеждения. Но, к сожалению, этого не произойдет. Меняется только внешняя оболочка.

Когда героям по сюжету около 40 лет, они одеты в пыльные классические пиджаки. Белые пятна — это часть образов. Как залежалые пиджаки с многовековой грязью, герои не могут «постираться» и избавиться от грязи в сознании. Через всю жизнь они несут это зловоние, меняя одну пыль на другую. 

Через 30 лет пиджаки меняются на пижаму и халаты не первой свежести. Картинка поменялась, но не содержание. Героям стало удобно жить со своими проблемами, которые теперь не сжимают в плечах.  

Самое важное в спектакле — его трехчастная закольцованная структура. Каждая часть состоит из нескольких картин (эпизодов), названия которых герои объявляют сами. Эти картины представляют собой бытовые сценки, похожие на анекдоты. Все они повторяются два или три раза на протяжении всего действия. Характер настроения, герои и их слова практически не меняются. Их проблема не решается.
Не только образы и композиция влияют на восприятие зрителя, но и сцена. Сначала это красный занавес, вокруг которого висят фонарики, как в кабаре, и два стула. Изображение бурной молодости без глубины и последствий. Ни зрителям, ни героям неизвестно, что будет дальше.

Через 30 лет занавес поднимается и фонарики тускнеют. Позади стульев открывается вид на серые стены поликлиники. Вот, к чему приводит бесконечная забота о маленькой проблеме, которую следует забыть. Здоровье героев не позволяет актерам долго играть. После каждой картины один или двое из них уходят занимать несуществующую очередь.

Спектакль своеобразно обращает внимание зрителей на важную проблему общества. Через бытовое, через то, что знакомо каждому взрослому. Ночевка, презервативы, деньги, лекарства, наследство — все это часть жизни. И только зрителям решать, как использовать кондомы. 
«Это история про два чемодана кондомов, не позволяющих нам жить свою жизнь… Любить, доверять…»
Автор: Олес Морова
Фото: Пресс-служба театра