Кз «Измайлово»

«Тик-Так»
Сейчас или никогда
Режиссёр — Денис Беляков
Очередная бессонная ночь в скрюченной позе снахмуренными бровями и тихим бормотанием под нос в надежде сочинить хоть несколько талантливых фраз. Когда за окном вечереет, мысли еще больше путаются в голове и звук тикающих часов отчётливее слышен в наполнившейся напряжением и одиночеством комнате.
«Тик-так», -из раза в раз отбивают стрелки, пронося перед глазами дни, месяцы, годы…
Так, думает Джонатан, пролетела его жизнь. Вновь невнятные строчки. Вновь просиженное впустую время. Вновь разочарование в себе. Будучи юношей, он ожидал от собственной почти 30-летней версии успехов в карьере, признания, отдельного жилья и, в конце концов, стабильности и реализованности. Ну уж точно не творческий кризис, нелюбимую работу, потерянность и незнание, как жить дальше. 

Но все по порядку. Нью-Йорк, начало 1990-х. Джонатан, сыгранный Евгением Кирилловым, он же центральный персонаж, рассказчик, начинающий композитор, в мечтах которого поставить мюзикл. Майкл в исполнении ДмитрияВоробьёва — его друг, занимающий хорошую должность в маркетинге, но страдающий от одиночества. Ксения Лазаревич в роли Сьюзан, девушки Джонатана, — танцовщица, уставшая от шумного мегаполиса и грезящая переехать в спокойный пригород с возлюбленным. Сюжет разворачивается вокруг скорого 30-летия главного героя, на фоне которого тот переживает кризис, винит себя в неудачах и наверстывает «упущенное». За день до юбилея Джонатан ставит мюзикл — тот самый, который готовил все эти годы и который раз и навсегда решит его судьбу как автора и даст ответ на вопрос: «Сейчас или никогда?»
Примечательно, что сама постановка — это российская адаптация американского мюзикла «Тик-так, бум!» с идентичным сюжетом и персонажами. Сценарист Джонатан Ларсон списал историю про молодого композитора со своей жизни, поэтому ход и тон повествования кажутся такими точными, а переживания героев такиминаболевшими. Денис Беляков сохранил не только сюжетные условности, но и характер изложения. Во время просмотра нередко складывалосьощущение, будто читаешь книгу, потому что реплики персонажей порой «говорили» красноречивее игры на сцене. Нельзя не отдать должное внимание фрагментам, в которых персонаж Евгения Кириллова филигранно-художественно описывает происходящее на сценепараллельно самим действиям.
Интерпретация разных эмоциональных состояний актеров, от восторга до опустошения, заставляла зал то заливаться звонким смехом, то замирать от напряжения, то сопереживать героям и соотносить их обстоятельства со своими. Пылкость героев отражена в многочисленных экспрессивных движениях: прыжках, выпадах, кувырках. Вокальные фрагменты сопровождались танцевальными движениями, создавая большее погружение и наслаждение атмосферой. Отдельно хочется отметить визуализацию ключевых для сюжета диалогов. Демонстрация накаленности обстановки во время дебатов, ссор выражена в хаотичных движениях актеров: они то и дело перемещались из разных концов сцены, отображая неконтролируемость процесса.
Динамичность постановки также отражает быстротечность времени и еще такой юношеский бешеный ритм жизни героев. На первый взгляд кажется, что только Джонатан переживает творческий кризис, но остальные герои также переживают не лучший период: Майклу, на самом деле, не по душе холостяцкая, хотя и обеспеченная, жизнь, а Сьюзан устала от рутины и профессионального застоя. Если не быть знакомым с первоисточником, не сразу можно догадаться, что перед нами поколение наших родителей в молодости. Современное поколение заблуждается, думая, что те привыкли идти по давно намеченному пути, планировать будущее на годы вперед и никогда не сталкивались с выгоранием, кризисами и желанием начать все сначала. Снятый в 2021 году по «Тик-так, бум!» одноименныйфильм с Эндрю Гарфилдом в главной роли, а теперь и отечественная версия спектакля позволяют иначе взглянуть на поколение X, ведь они, на самом деле, переживали то же, что и мы. И если вам кажется, что события постановки можно представить в XXI веке, значит, проблемы, поднятые в ней, актуальны вне времени.

В ходе повествования мы с главным героем полностью проживаем неделю до его дня рождения. Кульминацией постановки является его долгожданный спектакль, который Джонатан расценил как последнюю попытку попасть на Бродвей. Он, как своеобразный рубикон, разделил «Тик-так» на две части: ту, в которой наш композитор гонится за иллюзорным успехом и при этом игнорирует ключевые мелочи жизни, делающие ее по-настоящему насыщенной и ценной, и ту, в которой он сталкивается с реальностью.
«Тик-так» — спектакль о неправильной расстановке приоритетов, об откладывании «на потом», о страхе взросления. Герои разменивают жизнь на временную нелюбимую работу, устраивают карьеру, не успевая наслаждаться настоящим, переносят обсуждение важных тем, ставят на кон дальнейшую жизнь ради мнимого успеха и не справляются, живя в таком бешеном темпе.
Авторы (и зарубежного спектакля, и его отечественной версии) не показывают идеальную картинку и не дают наверняка работающих методовпо борьбе с выгоранием и кризисом. Их главная заслуга — в грамотно прописанных персонажах, которым веришь, за которых переживаешь и с которыми себя сравниваешь.
Предсказуемость финала — не только не недостаток, а, скорее, преимущество. Зрителям показан настоящий реалистичный мир, в котором обычно происходит не так, как планируешь. Как верно написано в аннотации — это «сеанс психоанализа», в котором, как на реальном приеме, ты не получаешь инструкции, сталкиваешься с проблемой и сам выбираешь подходящее решение.
Автор: Дария Литвинова
Фото из VK сообщества мюзикла