Танец длиною в жизнь
Дягилевский фестиваль
Одно из самых значимых событий для мира классической музыки и балета — это Дягилевский фестиваль. Международный музыкальный и культурный фестиваль, ежегодно проходящий в Перми, собирает зрителей со всей России и каждый год поражает воображение.

Для размаха такого события ожидаемо, что город будет пышно украшен плакатами, вывесками или любой другой символикой. Но нет, фестиваль был скорее камерным мероприятием для истинных ценителей театра, готовых выживать 12 дней без сна, чтобы успеть посетить каждый перформанс. Таких фанатов начинаешь узнавать уже через несколько дней — они, обычно оккупирующие галерку, просыпались каждый раз под звуки аплодисментов.
Чтобы посетить все постановки, понадобится маховик времени.
Большинство зрителей одеты празднично, следовательно, для них фестиваль — значимое мероприятие, ради которого можно потратить время и принарядиться. Стоит также обратить внимание на то, как составлено расписание.

Самые значимые выступления начинались не позже семи вечера по московскому времени и не позже девяти — по пермскому. А значит, любому жителю центральной России, посетившему мероприятие, было весьма удобно, ведь не приходилось перестраиваться на новое время.
Опера Камиль Сен-Санс
«Самсон и Далила»
Постановщик и дирижер: Владимир Ткаченко
В основе трехактной французской оперы XIX века лежит библейское повествование о противостоянии иудеев и филистимлян, которое прекрасно исполнила команда Пермского театра оперы и балета имени Чайковского.

Из самых ярких впечатлений постановки — сцена заговора Далилы с верховным жрецом о предательстве Самсона. Ведь там вокальные партии и оркестр создавали гнетущее ощущение надвигающейся угрозы, которое затянуло в последующий водоворот событий. Массовые сцены, где участвовал и хор, и танцевальная труппа, также хорошо сработали на создании нужного эмоционального напряжения.
С другой стороны, постановка была перегруженной. В одну единицу времени на сцене было три акцента — танцевальная партия, поющая партия и задний экран с движущейся картинкой. Каждая из них перетягивала на себя внимание, поэтому зачастую глаза разбегались и размазывалось общее впечатление.

Другую сложную задачу — совмещение заднего фона в виде картинки, сгенерированной искусственным интеллектом, с оперой XIX века — как будто пока не удалось решить. Отображение бесполого мужчины и женщины во время сцены предательства Далилы вызвало некоторое недоумение.

Стоит добавить напоследок: необычно видеть несоответствие строгой классики и того, что в оркестровой яме уже сидели молодые зумерки, которые обсуждали последние сплетни о своих знакомых



Танцевальный спектакль
«Стыд»
Автор идеи, режиссер и хореограф: Анастасия Пешкова
Пластический театр — это способ рассказать сложную историю или передать сильные эмоции не словами, а чем-то более невесомым, но очень ощущаемым. Именно это и было сделано в данной постановке. Но сделано достаточно банально.

В «Стыде» использовался простой сюжет: молодая девушка под влиянием социума и терзаемая стыдом превращается в копию этого общества. Она становится таким же агрессором для своего сына или возлюбленного. Использование стереотипных форм — хлыст как инструмент подчинения, интимная сфера как место проявления стыда — упростило потенциальную сложность поднимаемой темы.
Что касается музыкального сопровождения и текстов, исполненных Ольгой Комок и Айсылу Мирхафизхан, они впечатляли своей несломимой жесткостью и максимальным безразличием.

Отдельно хочется выделить работу с декорациями и светом, которыми занимались Ксения Котенева и Наталья Тузова: современные минимальные декорации, представляющие собой простые белые кубообразные колья, и аккуратно подобранные оттенки света в разы усиливали впечатление от всего действа. Например, в сцене насилия приглушенный оранжевый свет добавлял страха или отчаяния, а перемещение декораций помогало создавать дополнительную динамику в каждой из сцен.

Прима Дарья Павленко и танцевальная труппа musicAeterna Dance заслуживают отдельных аплодисментов, балетные элементы наряду с современными танцами интересно сочетались в единую физически сложную систему взаимодействий.
Драматический спектакль
«Король Лир»
Режиссер, сценограф: Денис Бокурадзе
Неоклассическая постановка, гениальная игра актеров, харизматичный режиссер и накопившаяся усталость — все вместе вызывали невероятный восторг. Сыграть шестнадцать персонажей силами семи актёров — сложная задача, бросающая вызов всей театральной труппе. От режиссера требуется ювелирная работа с деталями образов и пластикой персонажей, а от исполнителей — невероятное умение перевоплощаться за мгновение.
Отдельно стоит отметить одну из таких трансформаций Юлии Бокурадзе из Реганы (дочери Лира) в Шута: настолько разные роли по энергетике были так искусно отыграны, что не верилось, что это игра одного человека.

Сценография Дениса Бокурадзе и костюмы Елены Соловьевой идеально дополняли актерскую игру: обитые бежевым войлоком стулья с высокой спинкой легко перемещались по сцене, меняя композицию для следующего эпизода, а костюмы, также сделанные из войлока нюдовых цветов, помогали актерам перевоплощаться в считанные секунды.

Уникальная пластика, продуманная Павлом Самохваловым, для каждого из героев трагедии только утрировали их характерные черты, внедряя дополнительное эмоциональное напряжение в каждую из сцен. Три часа постановки в очень душном зале прошли незаметно.

Из приятного — перед выступлением Денис Бокурадзе вышел к зрителям и четко обозначил временные рамки спектакля и его действия. Этот дополнительный контакт со зрителем создал более доверительно-добрую атмосферу перед сложной драматической постановкой.
Музыкальная феерия по мотивам сочинений Халиля Джебрана
«Прибытие корабля»
Композитор: Петр Главатских
В музыкальной феерии Петр Главатских попытался соединить две очень разные культуры: индийскую и европейскую.
В частях, связанных с Индией, можно было увидеть и выступление ансамбля традиционной индийской музыки Хиндустани, и традиционный танец катхак в исполнении актрисы Болливуда Шрия Саран. Виртуозное исполнение классической северо-индийской музыки на традиционных инструментах, таких как ситар и табла, погрузило зрителя в плавучее небытие — в некоторую фантазию о том, как ощущается знойный индийский вечер.

Танцовщица в национальном сверкающем индийском наряде стала тем самым визуальным контрапунктом, который обогатил музыкальную фантазию. Все это дало возможность соприкоснуться с фантазией о красочной и жаркой Индии.
Другие части, исполненные в классическом европейском стиле, воспринимались уже более спокойно и аккуратно. Струнный квартет имени Вайнберга исполнил сюиту из музыки к спектаклю Александра Таирова «Шакунтала» (1914). Технично, слаженно, красиво, без замечаний.

Сам же композитор Петр Главацких исполнил свое собственное произведение «Посвящение Халилю Джебрану»: затягивающий звук переливающейся воды, созданный ксилофоном, аккуратно соединял две части композиции — индийскую и европейскую.

В ней чувствовалось путешествие из одной части света в другую: некоторое одиночество перемещения и обдумывание увиденного.

Бертольт Брехт, Курт Вайл
«Трехгрошовая опера»
Музыкальный руководитель и дирижер: Илья Гайсин
Режиссер: Нина Воробьева
В трех словах о спектакле — аккуратно, изысканно и утонченно.
Сцена и происходящее на ней было разделено на три уровня: хор с кафедрой для солистов, оркестр и пространство для театральной постановки. С помощью прожекторов трех различных цветов Евгений Козин, художник по свету, аккуратно управлял вниманием зрителей, перенаправляя его между театральным представлением и невероятными оперными ариями.
Последние были великолепно исполнены солистами хора musicAeterna: женщины в шикарных вечерних платьях и мужчины в костюмах под свет софитов исполняли понимаемые для современного зрителя вокальные номера. Объем и наполненность каждого из голосов, уверена, завораживали даже искушенного зрителя.

Молодежный хор Дягилевского фестиваля-2024, выступая в виде контрапункта, создавал уникальную динамику в глубине сцены, тем самым дополнительно выделяя оперные партии или определенные театральные сцены.
Касаемо постановочной части, она тоже срежиссирована со вкусом: единичные декорации в виде стульев, закадровый мягкий голос главного героя, чтение пьесы с листа или небольшие отсылки на современную жизнь. Все это создавало легкость в восприятии сложного текста Бертольта Брехта.

Разделенные пространством и световыми акцентами театральная постановка и опера были соединены через оркестр, расположенный посередине сцены. Поскольку и первые, и вторые взаимодействовали либо с музыкантами, либо с музыкой, то образовывалась незримая связь между двумя разными действиями. Итого — невероятно продуманная, эстетически-прекрасная постановка была показана зрителю.


Приглашенный автор: Оля Безсуднова

Фото: Социальные сети фестиваля