Создаем save space виртуальное пространство, где можно найти всё: от театральных рецензий до обзоров на выставки современного искусства
Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка
«Студенческий май»
Твоя Тройка расскажет, куда поехать этим летом! Гадания, Змейка и другие способы поиграть с искусством в галерее ГРАУНД Солянка
Галерея ГРАУНД Солянка, выступающая в роли платформы для актуальных художественных экспериментов, вновь превратилась в эпицентр притяжения молодой арт-сцены Москвы. Шесть параллельных выставок от ведущих арт-школ. Кураторы и художники интерпретируют «новизну» пространств — от цифровых лабиринтов до внутренних ландшафтов, от распада материи до зон молчаливого понимания.
«Пространства утраченного» Магистерская программа ArtTECH (Технологическое искусство) Университета МИСИС, куратор Татьяна Осипова. Проект исследует поэтику цифровой эпохи. Это высказывание о потере ориентиров, растворении субъекта в алгоритмическом потоке. Работы (тотальные инсталляции, медиаобъекты) создают атмосферу тревожной эфемерности, где физическое и цифровое неразличимо.
«0.05 Квинтэссенция» (УНОВИС², куратор Эльдар Ганеев). Это пятая выставка движения (их будет 99, от 0.01 до 0.99).
Почему «Квинтэссенция»? «Квинтэссенция» — пятый элемент, неуловимая сущность всех вещей. УНОВИС² ищет эту связующую субстанцию между материей произведения и его смыслом.
Работы Ника Демидова («Идеальный кайф» — интерактивный саунд, проходящий через тело зрителя, буквально воплощающий теорию Маршалла Маклюэна), Ксении Левкиной («Змейка» — ностальгический, но абсурдный диалог с Nokia 3310, прерываемый «звонками мамы»), Екатерины Шишкиной («Проездные твои мне гадальные» — интерактивная инсталляция, которая сочетает в себе мистическое и обыденное. С помощью карты «Тройка» можно узнать свой маршрут на это лето) — яркие примеры уновисовского подхода.
Что увидит зритель? Экспозиция — сплав инсталляции, саунд-арта и видео-арта. Зрителей приглашают не просто созерцать, а взаимодействовать с объектами. Это искусство, которое требует вовлечённости и переосмысления.
«Соль. Перец. Личное» (Школа современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА, кураторы Татьяна Бельченко, Татьяна Якушева). Контрастный, почти тактильный ответ на цифровые миры соседей. Кураторы приглашают на «кухню художника», где материал (металл, глина, смола, воск, волосы!) замешивается с «очень личным» — слезами, травмами, воспоминаниями.
«Перекомпиляция» (Британская высшая школа дизайна). Художники работают с фрагментами, осколками, следами, создавая новую выразительность из распада.
«Резвящееся множество» (НИУ ВШЭ, куратор Александра Кузнецова). Хаос как эстетика и реальность. Работы десяти авторов создают пространство «блошиного рынка».
«Невыразимое» (Институт Современного Искусства Иосифа Бакштейна). Исследование границ коммуникации через отказ от слова. Видеоэссе и газета фиксируют опыт молчаливого взаимодействия, высвечивая красноречивость жеста, взгляда, присутствия. Проект о том, что лежит за пределами языка.
«Студенческий май» в ГРАУНД Солянке — срез актуальных художественных стратегий. Молодое искусство предстает здесь как гудящий, многоголосый организм, остро чувствующий пульс времени (цифровую тревогу, ностальгию, поиск идентичности в хаосе) и активно экспериментирующий с формами его выражения. Технологии не подавляют рукотворность, концепция не убивает эмоцию — они сосуществуют, обогащая палитру. В этом разнообразии и смелости — главная ценность проекта.
ГРАУНД Солянка вновь подтверждает свою роль незаменимой площадки, где зажигаются новые звезды. Это выставка, которую стоит увидеть не для галочки, а для понимания векторов, по которым уже завтра пойдет российское современное искусство. Она оставляет чувство азартного предвкушения — что будет дальше?
Автор: Аннабелла Дункель Фото: Личный архив автора