Театр «циники»


«Смех в темноте»

Искусственный секс

Режиссёр — Анна Корепина
Премьера спектакля «Смех в темноте» в театре «Циники» стала дебютной режиссерской работой для актрисы Анны Корепиной. 27 июля каждый зритель в зале увидел то, к чему стремятся многие, но боятся показать. Все увидели настоящую похоть.
Роман Владимира Набокова «Камера обскура», или же «Смех в темноте», по мнению писателя, не есть его величайший гений. Ему казалось, что история проста, в ней много совпадений и клише. Но ведь от этого она не пострадала, наоборот, стала простором для фантазии для потомков.

Спектакль Анны Корепиной — это точное изображение жалкой похоти главного героя, Альберта Альбинуса. Она его ослепляет, что зритель видит. Или не видит?
Игра света — важная часть спектакля. С помощью нее человек испытывает чувства дискомфорта, вожделения, страха, печали. На сцене может быть один дерганый фонарик, описывающий без слов и звука сомнительное положение Альберта. Он такой же, как и мигающий диод — непостоянный, заикающийся, неисправный.
«Ты трус, лжец и дурак, к тому же женат»
Актер Константин Мерзликин становится частью отсутствия света, но не физически, а ментально: он спускается во тьму похоти и разврата. Чувственные речи, где он оправдывает сам себя, могут стать ловушкой для незнающего. Легко поверить, когда не видишь всей картины.
Вместе с темнотой духовной на сцене появляются изображения картин. Только они приближают героя к одухотворенности и наполненности, но это мнимое чувство, пустышка. Этому не суждено сбыться. Единственное, что его радует, то и погубит.

«С женой… это немыслимо. А с ней можно все?».
Марго — молодая, незрелая любовница немолодого человека. Девушка в красном неглиже, страстная, но и опасная. Она ли совратила?

Дарья Юдичева играет не девушку — девочку с тяжелой судьбой. Этот факт нужно знать каждому зрителю. Да, возможно, это не оправдывает ее действия, но объясняет, почему ее световая тема неодинакова. Синий, розовый, теплый желтый, белый — все намекает на ее душевные переломы и детскую неопределенность через контраст цветов.

Марго в начале и в конце — совершенно разные. Но не из-за эволюции героини, а из-за раскрытия подробностей ее личной жизни. В определенный момент зритель посочувствует именно ей, а не Альберту.
Третий герой на сцене — Аксель Рекс в исполнении Яна Камашенкова. Его появление сопровождает танец и выход из темноты, что происходит не раз за весь спектакль.

Световой лейтмотив персонажа — это тени. Они скрытные, принимают разные формы и лучше их видно в кромешной тьме и с наведенным на объект фонарем, пронзающим в самую душу.

Персонаж-художник, которому особо не интересно слушать про картины, интересуется Марго. Они оба в красном, в цвете страсти. Вместе они как бы дополняют друг друга по цветовой гамме, но не зря говорят, что притягиваются противоположности. Их отношения — это внутренние страдания для Марго и внешние — для Альберта.

Каждый герой лжет, ищет подвох в другом, скрывается от кого-то. В спектакле нет правильного человека, никому нельзя сочувствовать, но можно поверить в их истории. Актеры играют самых настоящих подонков, не способных на совместную жизнь с другим человеком. Каждый — собственник. Они ищут не любовь, а обладание другим человеком. Это раскрывается во время танца.

Танец символизирует секс. Два партнера сплетаются друг с другом, не отрываются ни на секунду. Это животная страсть. Во время движений герои раздеваются и больше сцепляются друг с другом. Сопровождают эти интимные моменты красный свет и отнюдь не нежная музыка. В спектакле нет нежного секса, только грубый и бесчувственный. Ничего личного, только взаимовыгода.
У каждого персонажа есть свой танец, проходящий развитие во время действия. От страстного и где-то любовного до жестокого с элементами садизма. От открытого показа на сцене до скрытого за ширмой, где видны только тени. Это интересный прием, ведь если читать произведение, то зритель отчетливо может увидеть параллель между событиями и тем, как они разворачиваются прямо перед их носом.

В произведении больше персонажей, а на сцене их меньше — только главная тройка. Это диктует не камерное пространство сцены, а именно задумка режиссера и первоисточника. Каждый герой забывает, кем он был до встречи с другим. Семьи становятся обузой в отношениях, деловые партнеры — преградой, а это мешает. Альберт, Марго и Аксель убегают от реальности в свой мирок, где есть только двое из них, а остальных не существует.
Пространство, в котором все происходит — темное помещение с тремя стульями и белым экраном. Он должен символизировать чистоту и лучшие побуждения через показ картин известных художников из коллекции Альберта, но увы. Каждый новый сюжет произведения становится все более и более развратным. Работа всей жизни становится издевкой над искусствоведом.

Общая атмосфера двоякая: зритель мечется между состраданием и ненавистью к каждому. Он становится соседом за стенкой, которому открываются новые подробности по ходу действия. Только в своих монологах, когда Альберт один, можно узнать о его жизни. Открытость искусствоведа миру могла стать спасением, но это обман.
Правды здесь нет, только изображение правды. А она для каждого своя. .
Редактор: Олес Морова
Фото: архив театра