Мастерская Брусникина х Театр «Практика»

«Человек из Подольска.
Сережа очень тупой»
Ради чего вы живете?
Режиссёр — Марина Брусникина

Эксперимент по разрушению рутины

Пьесы Дмитрия Данилова за последние 5−7 лет стали не просто модными для театров двух столиц — можно с уверенностью отнести их к классике современной литературы, в том числе в региональных театрах. Но в театре «Практика» они были поставлены Мариной Брусникиной еще в 2018 году. Причем эта постановка сильно выделяется на фоне других, в том числе появившихся совсем недавно: «Сережа очень тупой» и "Человек из Подольска" идут в один вечер и параллельно, в антракте зрители переходят из одного зала в другой. 
«Сережа очень тупой» начинается с курьерского звонка: «Привезем посылку, будем в течение часа». Только на пороге квартиры появляется не один, а три курьера, и заявляют, что останутся в течение часа, как и сказали — и не нужно удивляться, надо было понимать правильно. Причем новый состав выглядит действительно как в сказке: есть старший (Илья Барабанов), средний (Константин Бобков) и младший (Богдан Кибалюк). Только вот родом они не из Тридевятого царства, а из Грязей, и работают не на царя, а на курьерскую службу, ради которой и учились в специальной академии, и детей планируют отдать. Курьерская служба с желтой формой — ничего не напоминает? А жизненный путь? Антиутопично… Эти трое целый час проводят  с Сережей (Денис Ясик), разработчиком банковских приложений: они рассказывают мрачные истории о предыдущих клиентах (один хотел вешаться, другому прямо в квартире вырезали аппендицит), исполняют в былинном ритме песни — но не просто, а в костюмах лошадей. А потом приходит жена (Анжелика Катышева), и жизнь встаёт на свои места: с выкидыванием мусора, вином, скроллингом ленты. Как будто ничего странного не произошло. 
А дальше — еще более радикальное выталкивание из реальности и «Человек из Подольска». Скажите, вы давно обращали внимание на то, что за окном, когда вы едете утром на работу, какие дома по правую руку, какие — по левую? Можете ли вы описать, что попадается на глаза по привычному пути к метро? Какого цвета дверь подъезда? А редактор рядовой газеты, историк по образованию, житель Подольска Николай Фролов вспомнить и описать этого не может, всё ему серо и бессмысленно — именно за это он и попадает в полицейский участок. И вместо пятнадцати суток наказания Николаю требуется всего-то спеть несколько странных песен, станцевать, произнести вслух, что он видит по дороге на работу, рассказать, почему развелся и зачем ему не очень успешная музыкальная группа. А после упражнений по «выведению из рутины» — домашнее задание: отложить все дела и… Просто. Пройтись. По Подольску. Увидеть в нём что-нибудь красивое, перестать сравнивать с другими городами, почувствовать себя живым. 
Невозможно не чувствовать себя и Сережей, и Николаем: каждый из нас хотя бы раз в жизни терял ощущение, что всё вокруг имеет смысл и вообще окрашено в какие-нибудь цвета. Спектакли поначалу могут показаться бесконечным и очень точным выражением слова «абсурд», и не сразу получается прочертить линию между двумя историями. Пока четкая связка не осмыслена, «скрепить» два спектакля помогает сценическое решение: стены и в квартире Сережи, и в полицейском участке покрыты белой плиткой, и свет у неё такой ярко-больничный, тоже выводящий зрителя из привычного строя вещей. 
Стоит заметить, что порядок просмотра явно может повлиять на восприятие, расставление акцентов, и автор текста видел сначала «Сережу»,  а потом «Человека из Подольска" — такая последовательность производит сильнейшее впечатление, так как кажется, что „Сережа“ только поднимает ключевой вопрос, а "Человек из Подольска» окончательно выводит на тему бесконечной рутины, без стеснения говорит зрителю, что ситуацию нужно менять. Иначе полиция заставит пересказывать путь от работы до дома…
Автор: Мария Тушнолобова
Фото: Пресс-служба Театра «Практика»