Театр Российской Армии

«РОМАН»

Нет, это не песня группы «Винтаж», а новый спектакль театра Российской Армии
«РОМАН» — это спектакль по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В отличие от многих других постановок и экранизаций, в этот раз фокус будет смещен на роман, скрытый внутри произведения, — историю о Понтии Пилате. Со слов режиссера Александра Лазарева, работа над постановкой с момента идеи до реализации заняла около трех лет. В разговоре перед спектаклем он отметил, что не последнюю роль в работе над постановкой сыграла работа с талантливыми артистами труппы.
Нет такого, что мы не увидим Воланда (Александр Домогаров) со свитой или Мастера (Константин Днепровский, Максим Чаков) и Маргариту (Екатерина Шарыкина, Анфиса Ломакина), но они присутствуют в постановке скорее как суд присяжных, как зрители, которые не могут решать судьбы других людей. Все, кроме Воланда.
История о Понтии Пилате (Максим Аверин, Александр Балуев) начинается в тот момент, когда Воланд решает прочитать рукопись Мастера. Он, как и мы, исследует причину, по которой жестокий и коварный игемон стал главным героем истории. И тоже задается вопросом, почему мы смотрим на события четырнадцатого дня весеннего месяца, которая написана через призму его восприятия. Не раз Воланд или сам Мастер появляются на сцене на протяжении всего его повествования, прерывая реальность Ершалаима. Из-за этого приема мы не можем всецело «упасть» в историю романа Мастера. Создается ощущение, что весь Ершалаим — это мыльный пузырь, в который мы смотрим, чтобы ответить на вопрос: возможно ли простить человека за самый страшный грех?
Центр сцены большую часть времени занимает огромная каменная статуя. Визуально она напоминает каменное сердце, холодное и жестокое к любому, кто пытается подойти ближе.
Так и Понтий Пилат — это центральная фигура во всем спектакле. Он монумент непоколебимой силы Кесаря, его воли и, что редко, милости. Он представитель той власти и той религии, о крахе которых предупреждает в своих проповедях Иешуа (Роман Ломакин, Роман Богданов). Когда статуя становится троном игемона, они больше неотделимы друг от друга. Каменный трон, огромный и тяжелый, становится метафорой неподъемной ответственности и вины, что лежит на плечах Понтия Пилата. Она сковывает его, мучает до последнего. Это его личное наказание за жестокость, недоверие и слабость.

Одним из языков описания пространства спектакля стали спецэффекты, пластические сцены и музыкальная партитура, написанная заслуженным артистом России Николаем Парфенюком. Благодаря им удалось ощутить всю таинственность и мистичность квартиры № 50, духоту Ершалаима и могущество Воланда.
Хореографическая пластика не только передает настроение эпизодов, но и открывает перед зрителем подтексты и тревоги, которые могут быть произнесены вслух. Такое решение закрепляет эмоциональную связь между действием на сцене и зрителем в глубине зала. На масштаб пластических сцен также влияет их масштабность.

Сложноорганизованная толпа из шестидесяти артистов пленяет хаотичностью своих движений. Они повествуют о сложных человеческих терзаниях, которые мы можем только прочувствовать.

Музыкальное оформление постановки переносит нас в акустику пространства и действия. Мы находимся не напротив события, а буквально в нем. Партитура легко перемещает нас в Ершалаим, дает возможность окунуться в самобытность старого города, услышать, как он мог бы звучать.

Спецэффекты напрямую сопровождают все действие спектакля. Они усиливают и приукрашивают уже созданную эпичность или напряжение сцены, хотя это было и так достигнуто благодаря музыкальному оформлению и работе актеров. Некоторые из визуальных решений просто украшают и так богатую на смыслы сцену.
Спектакль «РОМАН» — это эмоционально-эстетическое погружение в ту часть «Мастера и Маргариты», которая обычно не так запоминается читателю, как та же свита Воланда. К сожалению, сам спектакль не раскрывает перед нами каких-либо новых смыслов, а лишь является подробным пересказом. Поэтому его ценность по большей части заключается в том, что мы имеем возможность увидеть интерпретацию романа Булгакова с нового ракурса.

Редактор: Мария Бубнова
Фотограф: Анастасия Черномырдина