Режиссёр: Константин Статский

«Роднина»

Выше только звезды
Внимание российских режиссеров довольно часто привлекают спортивные драмы — «Легенда № 17», «Движение вверх», «Тренер», «Чемпион мира», «На острие»… И вот — история великой советской фигуристки Ирины Родниной, изложенная в фильме «Роднина», легенды, за 12 лет выступлений не проигравшей ни одного парного соревнования и получившей три олимпийских золота.
Сюжет «Родниной» охватывает всю спортивную карьеру фигуристки, от первых тренировок на открытом льду до последней Зимней Олимпиады в 1980 году. Перед зрителем — девочка с горящими глазами, влюбленная в лед и белоснежные коньки и с каждым прыжком поднимающаяся выше и выше. Эти горящие глаза остаются с ней всегда, до победного, даже когда кажется, что уже все кончено и на карьере из-за неожиданно проявившей себя анемии можно ставить крест. Сдался бы кто угодно, но Роднина — не сдается. Она выходит на лед, побеждает, смеется, любит, прощается с партнером, снова встает на коньки, влюбляется во второй раз, выходит замуж — и побеждает в последней Олимпиаде, всего через год после рождения сына.
Отношения с тренером Станиславом Жуком (в фильме — Вячеслав Жуков) в исполнении Евгения Ткачука, показанные в картине, оказываются важнее отношений с обоими партнерами. Тиран, сумасшедший — Жукова называют так и за глаза, и в лицо, не скрывая своего отношения к его отчасти деспотичным методам тренировок. Однако это работает. Его тирания, его зацикленность на медалях и кубках работают. Именно они превращают Роднину из маленькой девочки, спешащей на каток с температурой, в величайшую советскую фигуристку.
Отдельно хочется сказать об исполнительнице главной роли. Владиславе Самохиной всего 21 год, и эта работа стала для первой серьезной ролью, на которую ее утвердили, когда она была еще студенткой. Обаятельная непосредственность, простота во взгляде, искренность в каждом движении, — это все про нее. Но в конце фильма она перевоплощается из девочки в женщину, на плечах которой — огромная ответственность за себя, за семью, за страну. Хочется сказать, что у этой актрисы, несомненно, большое будущее — не зря сама Ирина Константиновна восхищалась выбором, который сделали создатели картины.

Однако несмотря на просвечивающую в каждом кадре любовь создателей к своему фильму, кино оставляет после себя чувство недосказанности — как будто история великой Ирины Родниной была изложена не до конца, а со зрителем не поделились всем отснятым материалом. И фильмы, снятые с размахом до сериала, — все еще часто встречающаяся проблема отечественного кинематографа, особенно в части байопиков или исторического кино. Стоит вспомнить только фильм «Руки вверх!», из которого получился бы отличный многосерийник, подобный нашумевшей «Комбинации», или «Союз спасения», создатели которого все же решили преобразовать фильм в сериал и не проиграли от своего решения. Здесь же из-за нехватки хронометража многие, казалось бы, важные сюжетные линии остались подвешенными — например, отношения с первым партнером по льду Алексеем Улановым (в фильме — Михаил, роль исполнил Фёдор Федотов), развитие которых ни к чему не привело.
Кроме того, ложкой дегтя можно назвать интерпретацию исторических фактов в не совсем верную сторону. Так, например, странно было видеть отношение Родниной и Уланова к парным фигуристам Олегу Протопопову (в фильме — Алексей Панкратов, роль исполнил Даниил Воробьёв) и его супруге Людмиле Белоусовой (в фильме — Елена Белова, роль исполнила мастер спорта по фигурному катанию Кристина Степанова). По словам самой же Родниной, Протопопов с Белоусовой всегда были для нее примером, ориентиром, на чьи сильные стороны всегда указывал тренер. Все же в реальной жизни они были спортсменами, изменившими историю фигурного катания. В фильме же Панкратов показан высокопарным, завистливым соперником, которого недолюбливает и над которым откровенно насмехается Жуков. Ко всему прочему, неоднозначно выглядит намек на то, что на чемпионате мира в Братиславе в 1973 году именно Панкратов выключил музыку Родниной и Зайцеву (Иван Колесников) во время проката произвольной программы.
Под вопросом и сам Жуков — вернее, его отношение к своей подопечной, которое можно расценить как нечто большее, чем просто взаимодействие между тренером и спортсменкой. Сцену, когда на свадьбе Родниной и Зайцева Жуков отказывается говорить тост, а потом и вовсе уходит, создатели объясняют его нежеланием терять лучшую фигуристку мира. Но для зрителей взгляд, жесты, а также один из моментов с тренировки и говорят об обратном.

Несмотря на недочеты, фильм действительно достоин внимания. И не только как рассказ о великой фигуристке, а как история о трудолюбии, о стремлении к победе. О таланте. И о вере в себя.

Автор: Ксения Плакунова
Кадры: Кинопоиск