Режиссёр: Феликс Умаров


«Пророк. История Александра Пушкина»

Нет, весь я не умру
Фильм уже в названии предугадывает свой сюжет. Из уроков литературы мы помним биографию великого поэта и в байопике о Пушкине не ждем каких-то новых подробностей. Но создатели фильма обещают нам показать «солнце русской поэзии» не как портрет на стене школьного класса, а как живого человека.
Новый Пушкин

Сюжет закольцован. В начале и в конце повторяются два идентичных события — чествование героя и его дуэль с соперником. Такие отзеркаливания делают образ Пушкина (Юра Борисов, Кай Гетц — Пушкин-лицеист) романтическим, подобно той эпохе, в которой он жил. Герой обречен на трагическую смерть, ведь он индивидуалист и творец, борющийся за свободу.

Но наряду с роком судьбы мы видим отчаянного бунтаря и кутежника, который упивается вниманием и любовью толпы. Пушкин действительно не был затворником, а крутил романы и гремел на весь Петербург. Даже в ссылке он предпочел общение в закрытых клубах и творчество государственной службе. Такой противоречивый образ вызывает неловкость, но делает персонажа живым, хотя многие после просмотра успели обвинить фильм в очернении личности Пушкина. Его герой испытывает границы дозволенного ему и нам, заставляя нас чувствовать неловкость за его поступки или горевать по упущенному.

Интересно происходит появление Натальи Гончаровой (Алёна Долголенко). В момент их встречи не происходит моментальной влюбленности. Они спокойно ведут светскую беседу, пока не наступает время танца и напряжение между ними не связывает их до конца. Ради нее Пушкин идет на сделку с Бенкендорфом (Сергей Гилёв) и старается вести образ жизни, подобающий «благонадежному» гражданину. Наталья стала для мужа тихой гаванью, способной успокоить вспыльчивого поэта.
Вдали от фактов

Основные повороты сюжета привязаны к ключевым событиям жизни поэта. В фильме упоминаются исторические личности, которые были связаны с судьбой Пушкина, а также затронуты важнейшие события той эпохи. Но картину нельзя назвать исторически достоверной. Это заметно во всем, от современного женского платья до событий, которые попросту являются мистификацией и выдумкой. Чтобы показать Александра Пушкина живым, пылким человеком со строптивым характером, которому при этом не чужды сомнения, мир вокруг него пластичен и изменчив. Это позволяет исторической условности подстроиться под своего героя.

Несмотря на изобретательность художественного решения, нам тяжело верить такому. Ведь мы все сидели на уроках литературы и истории. Естественно, что у многих, кто больше погружен в контекст исторической эпохи, такая вольность вызывает больше вопросов, чем заинтересованности. Но на самом деле нужно принять правила этой игры. Хотя бы ради того, чтобы увидеть, как император Николай I (Евгений Шварц) в красном спортивном костюме играет с Пушкиным в большой теннис. С этой игрой Российская империя еще не знакома, зато сам процесс дает необходимое сцене напряжение.

Рэп и стих
Несмотря на пафосные трейлеры, байопик о Пушкине — это рэп-мюзикл. Вначале кажется, что всех переклинило, ведь все разом начали участвовать в самоорганизовавшемся рэп-батле с подтанцовкой. Но, уже привыкнув, можно заметить, что в словесные дуэли герой вступает только с теми соперниками, которых не может вызвать на настоящий поединок.

«Главные» соперники — Мартын Пилецкий-Урбанович (Павел Кузьмин), Александр Бенкендорф и император Николай I. Если с первыми двумя можно было справиться или найти общий язык, то с императором Пушкин выбирает слова, пытается подстроиться под него (но выходит у него до ужаса плохо).

Рэп появляется не только в батлах, но и как новое прочтение стихотворений великого классика. И это лучше, чем просто пафосное существование произведений Александра Пушкина в фильме.
От напряженных сцен и зарифмованных строк нас спасают лиричные поп-треки, которые аккуратно вписываются в богатый и необычный мир рэп-мюзикла.
Пушкин — диссидент
На протяжении всего фильма отличительной чертой решений и действий оставался внутренний конфликт, заставляющий героя бунтовать. Пушкин начинает существовать с этим кричащим несогласием, с желанием свободы, равенства и братства с первых секунд своего пребывания в кадре. Он растет и меняется. Взрослеет, пытаясь ужиться в мире вокруг него, когда изнутри распирает от несогласия. Уже возмужав, Пушкин ищет для себя причины, по которым он молчит и не пишет так, как делал это раньше. Финальной точкой кипения становится последняя встреча с императором, когда Николай дает понять Пушкину, что Ивана Пущина (Илья Виногорский) никогда не вернут из ссылки. Это становится для Пушкина последним рубежом, после которого он теряет уверенность в себе, уверенность в верности своей жены. Он теряет все.

После своей смерти для нас, потомков, он оставил свои труды, но для его современников все было совсем иначе. Тогда он был соткан из слухов и домыслов, из правды и полуправды. Но остался в истории Пушкин как поэт, воспевающий свободу. Как человек, который вдохновил многих, который многим дал голос.

И именно поэтому в самом конце, после того, как звучит стихотворение «Пророк», Жуковский (Илья Любимов) встречает Лермонтова (Иван Злобин) со своим текстом, посвященным Александру Пушкину.
Редактор: Мария Бубнова
Кадры: Кинопоиск