Театр «RAT»


«ПОХ. На Москву!»

Собянин и плитка

Мастер игры — Антон Латынин, москвовед
Каждый спектакль театра «RAT» — уникальное событие, которое нельзя ни в коем случае пропускать.

В первую очередь, это не просто спектакль, который вы «подглядываете» со своих мест. Актеры могут вывести вас на сцену или дать вам в руки предмет на сохранение. Они не церемонятся с выражениями, как в классическом театре, где все цензурят. У театра «RAT» есть свобода и любовь к делу. Это эксклюзивно.
Концепция каждого спектакля «ПОХ» — показ пяти этюдов на выбранную тему. Но если бы было все так просто. Четыре этюда — это видоизмененные отрывки из русской литературы. Пятый же этюд — история из жизни актера. В самом конце зрители угадывают реально произошедшую историю. Но вы можете потеряться в рамках этюда, ведь не только они составляют пазл спектакля.

Наверное, было бы неинтересно ходить на один и тот же спектакль, если знать отгадку.


А кто сказал, что спектакли одинаковые?

Каждый «ПОХ» — совершенно разный. Повторы одного и того же сценария можно сосчитать на пальцах одной руки. Это смелая концепция, при которой зрители прикасаются к искусству «не для всех». В прямом и переносном смысле.
Само действие начинается задолго до начала. Иммерсивность во всем, не только во время показа. Главный объект игры — вы. А где игра, там и правила — играйте по ним.

«ПОХ. На Москву!» — спектакль, посвященный любви к столице. Да, своеобразной, но любви. Каждый актер проживает явления Москвы. Именно явления, это не речевая ошибка.

Спектакль становится экскурсией для каждого в зале — это неспроста. Мастером игры «ПОХа» стал москвовед и действующий экскурсовод Антон Латынин, который знает, что такое Москва. Столица — это не только красоты соборов, главных улиц и памятников, но и злачные места и закутки со своей историей. И за каждым таким местом стоит человек. Без него Москва — не Москва. И в спектакле это чувствуется лучше всего.
Действие «ПОХа» начинается с проверки билетов у работника РЖД.

Игра началась. Не бойтесь того, что произойдет дальше, вас предупредят, хоть и в общих чертах, что будет происходить внутри, покажут стоп-жест.

Паровозик из людей прибывает на Дворцовую площадь со своими Петром Первым и Екатериной Великой. Все по классике: фотографии втридорога, прогулки на конях, такое же отношение к гостям северной столицы. Рядышком стоит местный юродивый, мешающий бизнесу, а в противоположной от него стороне — экскурсия на пароходиках.
«Петр немножко куколд», — Петр Алексеевич.
Интересно наблюдать за происходящим со стороны, ведь актеры создали четыре локации с полным отыгрышем роли, чтобы погрузить зрителя в атмосферу текущей тематики. Абсолютно все, что происходит до основного действия, — экспромт и импровизация с маленькими заготовками.

Сам спектакль начинается с приветственного слова мастера игры, и он же обозначает рамки. Зритель — это турист, который едет на автобусе из Петербурга в Москву. В этот же момент начинается и этюд Александра Титенко.
Устойчивое черное помещение со стульями превращается в автобус в движении. Из-за проходов по залу неуверенной походкой и звуковых эффектов появляется внутреннее ощущение того, что зал двигается вперед, как на настоящей экскурсии. Истории про путешествия юного, но опытного автостопщика только подкрепляют это ощущение. Александр не остается на месте, он использует все пространство для полного погружения.

Видно, как актер работал над ролью, чтобы стать тем, кого играет — веселым путешественником. Он без каких-либо зажимов рассказывает об армянах и их музыкальном вкусе и проходит между рядами. Актерам несвойственно стесняться публику, но даже в такой обстановке не у всех получится сохранить самообладание.
«Не, Толь, это полная х***я. Нас не возьмут на Театральный бульвар»
Следующая история — создание идеального москвича. Актер Анатолий Абраменко становится ученым. В начале этюда он нагнетает атмосферу своим эффектным появлением и выборкой москвичей для своего эксперимента. Как и Александр, он использует заданное пространство для своих целей. Абсолютная темнота и быстрые нервные перебежки с фонариком в руке раскрывают личину героя. Это человек, погруженный с головой в дело, у него есть идея фикс, сводящая его с ума.

И, как только ученый оказывается на сцене, раскрывается его план. Взаимодействие со зрителями, которые подыгрывают, вызывают искренний смех. Ни у кого в зале нет ощущения испанского стыда от происходящего. Актер балансирует на грани реальности и абсурда, что получается не у каждого именитого артиста.
Третий этюд показывает Никита Фомин. Это диалог со зрителем из зала и со всем залом в целом. Это самая спокойная и душевная сцена спектакля. Не зря ее поставили в середину.

Москва — это шумный город, он живет всегда. Но есть тихие районы. Они маленькие и незаметные, там мало людей и нет достопримечательностей. Это их достоинство. Во время прогулки по таким местам хочется подумать о философском, поговорить о наболевшем с другом.

Такое ощущение создает этюд Никиты. Чувствуется связь с его персонажем и тихой частью города.

Если знать, что именно Никита был Петром перед началом спектакля, появляется глубина в актерском плане. Смесь комедии наблюдения и драматического монолога создают диссонанс в голове: как можно так быстро переключаться между амплуа?
«Как стать московской козой?»
Этюд Николи Доля ставит этот вопрос всем присутствующим. В пластике актрисы прослеживаются движения коз, а в голосе — их нотки меканья. Даже взгляд становится похожим на испуганные глаза бедного животного. В процессе деревенская козочка постепенно превращается в городскую девушку, но не все так просто.

Коза — это деревня. Девушки, переезжающие в Москву, должны менять в себе привычки, свойственные поселкам и маленьким городам. Через «не могу» они ищут секрет счастья, как выжить в большом городе, изменяют себя до неузнаваемости. По итогу они теряются в городе и в себе.

Занавес. Сцена чистится после перформанса, с помощью которого можно стать настоящей москвичкой. В это же время игра не прекращается, зрители не остаются один на один с собой. В это время выходит актер и, попивая чай, ведет диалог про Москву. Каждый миг спектакля пропитан флером столицы и ее культуры.
«Что сделать, чтобы жизнь москвичей стала лучше?»
Депутат в лице Валерии Дороховой созывает тайное собрание, на котором решится этот вопрос. Валерия перевоплотилась в важного человека, за которым стоит очень многое. Внешность совсем не подходящая, но для классического театра. Там бы слепили ее героя из высокого статного мужчины с аккуратной стрижкой, сделали бы его серьезным. Но пропал бы весь комизм ситуации.

В этюде маленький депутат носит костюм на несколько размеров больше, подчеркивая свою значимость перед остальными, свое главенство. Намеренно грубый голос создает впечатление, что именно вы, зритель, — маленький человек, от которого ничего не зависит, что ваш голос ничего не значит.

Эта сценка пропитана чем-то постмодернистским по своей атмосфере. Нереальность, смешанная с настоящей действительностью, неожиданный конец — тому подтверждение.

Заключительный этюд особенный — в нем присутствуют все актеры. И все они — лидеры страны и значимые люди России в разные промежутки времени. Каждый идеально попадает в тот образ, который для него был создан. Где, как не на «ПОХе», вы увидите Сталина в полотенце, сидящего в бане с Петром?

Несмотря на видимые различия в подаче материала, в каждом движении, каждом слове чувствуется любовь к городу и осуждение его пороков. Москва приняла всех актеров из разных городов, дала мощный старт карьере, стала родной. Все ее проблемы в виде самокатчиков на улицах, вечного перекладывания плитки на дорогах, пробок и натяжных фасадов не мешают восхищаться остальным.
Это город возможностей, тайных желаний. Коренные жители не обращают внимания на такие мелочи, как ступени у театра или тихие дворики. Также они не придают значение проблемам общества москвичей. А «ПОХ. На Москву!» посредством игры тычет воображаемым пальцем в эти незаметные на первый взгляд вещи.

Богатство, власть и матча на кокосовом молоке, бесспорно, хороши, но нельзя забывать про русскую душу, полную доброты, искренности и отзывчивости. Москва — столица настоящего человека. Москву славили в произведениях, ею восхищаются не только из-за модных заведений и из-за возможности заработать, но и из-за культуры. Все, что вы видите в столице, создано руками простого человека: театры, памятники, дома и парки.

«ПОХ. На Москву!» — это спектакль, открывающий глаза на действительность. Он был создан людьми из периферии для столичных горожан.
Редактор: Олес Морова
Фото: Serg VI