театр «RAT»


«ПОХ. Хождение по труппам»

Страсти, интриги, расследования
Мастер игры: Никита Фомин
«ПОХ. Хождение по труппам» — это игра со зрителем, в которой выиграть не так и легко. Правила просты: актеры играют пять этюдов, а зал должен угадать, где четыре настоящие истории из жизни известных театральных деятелей, а где один художественный вымысел. Важная ремарка — зритель участвует в каждом из этюдов, отсидеться не получится. Мастер игры Фомин Никита Максимович не позволит этому случиться.
Если играть, то с порога — вот главное правило театра «RAT»
В этот раз бар «Лахесис» стал театром в прямом смысле этого слова. Зрители — именитые артисты, которых встречает блогер Никита Фомин, задорный и добродушный молодой человек, который оказывается позже с гнильцой. В «фойе» уже разыгрывается сценка, между стульями ходит «уборщица». 

Время первого этюда от Александра Титенкова. Он представляет квантовую систему, с помощью которой высвобождается энергия в зал. Все бы ничего, но это происходит за счет движения паховой области взад-вперед. Юмор ниже пояса, над котором сложно не смеяться, если находиться прямо в нем. Актер на протяжении всего этюда сохраняет спокойный тон. Он потрясающе передразнивает тех, кто создает бессмысленные техники. На полном серьезе отыгрывает настоящий бред.

Везде и всюду «преподают» все, что только можно: как правильно играть, говорить, двигаться, есть. Список можно продолжать бесконечно. Инфоцыганство вырывается из разумных рамок. Театр — это не место для создания таких «продуктов», выдающих себя за правду. Театр — ложь, которой доверяют, а не следуют. Это и высмеивается в этюде Александра. Он мастерски подражает манере популярных мошенников в СНГ-пространстве, передает их притворство, заставляет поверить, что-то, что происходит на сцене — реальность, а не упражнение, придуманное во сне.
Везде и всюду «преподают» все, что только можно: как правильно играть, говорить, двигаться, есть. Список можно продолжать бесконечно. Инфоцыганство вырывается из разумных рамок. Театр — это не место для создания таких «продуктов», выдающих себя за правду. Театр — ложь, которой доверяют, а не следуют. Это и высмеивается в этюде Александра. Он мастерски подражает манере популярных мошенников в СНГ-пространстве, передает их притворство, заставляет поверить, что-то, что происходит на сцене — реальность, а не упражнение, придуманное во сне.
Второй этюд от Николь Доля. Это конфликт между актрисой и режиссером, который нашел новую музу. Николь — муза забытая, уволенная из театра и ищущая новое место работы. Актриса на собеседовании играет актрису. Эмоционально, с переигрыванием, рассказывает о том, как режиссер обошелся с ней, наглядно показывает это. Внутри нее протест, обоснованный, ведь героиня понимает, что она не актриса. 

После осознания этого факта гиперэмоциональность сходит на нет, и остается чистая и профессиональная игра. Она открывает боль, что терзает сердце долгое время. И в этот момент зритель начинает верить.
Когда у режиссера появляется муза, он ставит спектакли под нее.
Проблема блата, связей и предпочтений в театре до сих пор существует, сложно это отрицать. Николь показывает через этюд эту несправедливость с человеком, которого променяли, выкинули из-за потери интереса. А ведь были надежды на будущее, хоть и мнимые. У девушки были другие мечты, они не совпадали с режиссерскими. Но что поделать, если любишь?

Следующая сценка — хоррор с элементами мистики и комедии от Валерии Дороховой в роли призрака театра. Зрители, точнее именитые актеры, находятся именно в этом театре, где умер последний актер, который стоял у истоков. Валерия — это жена основателя театра, с которым некрасиво, по-хамски поступила новая администрация. 

Призрак ходит по залу, злобно говоря тайны «артистов», обращаясь лично, практически вплотную к лицу. «Вы все дерьмо» — главный итог первого акта монолога. Второй акт — история жизни театра и его основателя, который, кстати, якобы лежит в гробу рядом. Рассказ вещается то в форме речи гламурной дивы с Патриков под аккомпанемент глюкофона, то меняется на зловещее проклятие. Последний акт этюда становится апогеем абсурда, где «новые актеры театра» танцуют вокруг гроба последнего старожила. 

Личная трагедия души сочетается с юмором, что и свойственно каждому театру. Зрители не знают, не догадываются, что происходит внутри стен, какие страсти кипят в коллективе, чьи жизни стоят на кону. Разоблачение администрации — первая тема этюда, вторая — неспособность противостоять будущему краху.

Четвертый этюд про гадкого утенка театра от Анатолия Абрамцева. Он — отличный актер, но отвратительнейший человек, признающий, что он ГОВНО (именно большими буквами). К нему в гримерку приходят режиссер, журналист, худрук, но всех он разворачивает обратно. И все происходит во время показа советского «Гадкого утенка». Иронично получается, что эти две истории становятся дополнением друг к другу. 
Зрители принимают его слова, соглашаются, что он нехороший человек, ставя подпись на коллективном письме и на самом Анатолии. Да, прямо на белой рубашке. Актер кричит, ведет себя неадекватно, мечется по залу, чтобы доказать свою правоту, но правда ли это? За этим протестом стоит непонимание одного человека всего общества или наоборот? 

Актер — человек с собственной жизнью, но про нее мало кто спрашивает в контексте работы. Стоит отделять работу от отдыха, ведь так? Но артисты — люди с постоянной работой. Вне стен театра они общаются с коллегами, интервьюерами, создают собственные проекты. А как это делать, если нет желания, все надоело? Даже выгодные предложения сидят в печенках. Это профессиональное выгорание или черта личности? Зритель сам задает эти вопросы и отвечает внутри себя.

Последний этюд от Семена Боровикова и Егора Базанова показывает тюремный театр. Семен в роли повара с буханкой-сценой говорит, что надо поставить «Гамле́та». В свободной манере зоны он спрашивает у зрителей, ставших сокамерниками, про героев пьесы. Главный вопрос такой: кто будет Гамлетом, отцеубийцей? 

Только женоубийца актер Михаил, которого повар боится. И это видно по лицу и языку тела. При появлении Михаила, которого исполняет Егор, повар выворачивает душу, поэтично рассказывает, как тот убил жену, а после падает без сил. Во время монолога повара актер стоит безмолвно, сдерживается, чтобы не зарыдать.

Но это актер, ему свойственно притворяться. И этот момент — не исключение. Это было притворство, наглая ложь. Ему не совестно, что произошло с супругой. Актер без жалости к людям. В какой-то степени это правильно, но как же человеческий фактор? 
В перерывах между этюдами разыгрывается внутренняя история. Никита Фомин оказывается новым худруком, диктующим свои правила. На протяжении всего действия он разваливает внутренние отношения в «коллективе», уничтожает рамки дозволенного, становится олицетворением главных пороков, о которых предупреждали зрителя с самого начала. Этюды — это ключ к разгадке исхода.

«ПОХ. Хождение по труппам» — это игра со зрителем, в которой выиграть не так и легко, если не знать внутреннюю кухню. Этот спектакль является предупреждением для театров, которые разрушают сами себя.


Автор: Олес Морова
Фотограф: Serg VI