Создаем save space виртуальное пространство, где можно найти всё: от театральных рецензий до обзоров на выставки современного искусства
Мастерская Брусникина
«Плотник»
Выключи голову и танцуй
Режиссёр — Алексей Мартынов
Спектакль «Плотник» Мастерской Брусникина — это не столько история, сколько ощущение. Моноспектакль, поставленный Алексеем Мартыновым по пьесе Лидии Головановой, больше похож на медитацию, поэтапное проживание душевных переживаний через физический труд. И он говорит о том, как это все взаимосвязано.
«Плотник» был представлен на питчинге Мастерской Брусникина в начале этого театрального сезона и, признаться честно, тогда был эскизом, вырванным из контекста. Красивым, пластичным, но малопонятным.
Мы видели возводимый фундамент здания — начало всего пути. Тогда это выглядело как конструктор, который еще крутился в поисках единственно верного варианта сборки. И вот теперь, пройдя трансформацию до конца, мы получили серьезный, цельный и удивительно жизнеутверждающий спектакль.
Нет начала и конца
Зрителя не нагружают деталями сюжета. Все, что мы знаем, — героиня Анжелики Катышевой приезжает в свой родной маленький город и, пытаясь убежать от собственных мыслей и прошлого, берется за ремонт старого шалаша, построенного еще ее дедом, которого она даже не застала в живых.
У нее есть покосившееся от времени здание, бесконечное количество времени и желание с этим что-то сделать. И реставрация постройки становится не столько жестом отдачи дани уважения, сколько актом внутреннего восстановления — почти сакральным. Спектакль превращается в ритуал, где каждое движение и пауза значимы.
И с каждым этапом строительства, с каждым прибитым листом ДСП, с каждой переосмысленной задачей мы видим, как героиня что-то решает для себя внутри. Возможно, отпускает старое, а возможно, отстраивает новое «я» на месте того, что было раньше ее личностью.
Чем ближе к концу, тем сложнее идет процесс ремонта, но, иронично, легче становится повествование. Словно теперь починка крыши — это единственное, что волнует героиню. И ничего больше.
Внутри себя я танцую
Говоря о «Плотнике», невозможно не сказать о пластике Анжелики Катышевой. И хореографии, созданной Александром Шуйским. В этом спектакле тело говорит не меньше, чем слова, — а иногда даже больше. Здесь нет танца как такового — это просто еще один способ рассказать историю.
Пластика — продолжение текста. Все то, что нам не было сказано, внутренний голосом героини, ее дыхание.
Декорации на сцене собираются как головоломка — вот из деревянных брусков перед нами квадраты деревянного настила. Вот стены. Окна. Крыша. Все пересобирается, превращается в арт-объект и снова разрушается.
Мартынов создает спектакль на грани инсталляции, перформанса и театра. И понятный ритм, вроде бы простые фразы без подтекста, бытовая история превращаются, собираясь в единое целое, во что-то большее. В пошаговый рецепт проживания боли и подробную инструкцию, как жить дальше, если ты сам — покосившийся старый шалаш
«Плотник» — это не спектакль, который ты смотришь. Это спектакль, который проживаешь.
Он требует тишины, сосредоточенности и внутреннего присутствия. Он о рефлексии, о внутреннем пепелище, на котором еще возможно создать что-то новое. Там нет готовых ответов, но есть время подумать — и, возможно, что-то в себе починить.