Театр «Маска»


«Первое свидание»

Как сходить на свидание вслепую и не облажаться?
Режиссёр — Анна Шевчук
Мюзикл «Первое свидание» радует зрителей театра «Маска» уже не первый год, но я попала на него впервые, при этом не зная о нём ничего, кроме имени артистов на афише. Так что для меня, как и для главных героев этой истории, это было свидание вслепую. И мне, как и главным героям, потребовалось время, чтобы влюбиться в «Первое свидание», но обо всём по порядку.
Сюжет спектакля достаточно простой, действие разворачивается на протяжении всего одного вечера: одинокие молодые люди, Аарон и Кейси, встречаются в кафе на свидании вслепую. Аарон — типичный скромный офисный работник, которому патологически не везёт с девушками. Кейси — саркастичная красотка, хронически западающая на плохих парней. Кажется, единственное, что объединяет героев — это их сомнения и страхи. Оба волнуются, обоих одолевают призраки прошлого, оба совершают ошибки, но в конце концов они дают друг другу шанс, и свидание продолжается…
Постепенно за масками героев проступают их настоящие личности, их уязвимые стороны. Их образы раскрываются, становятся глубже и богаче. Мы понимаем причины поведения персонажей, узнаём их страхи и слабые места и постепенно начинаем искренне «болеть» за эти зарождающиеся отношения. Иногда хочется вскочить с кресла и крикнуть им на сцену: «Он же идеален для тебя, не упусти свой шанс!», «Она же классная, действуй, очаруй её».
Помимо главных героев, на сцене появляются и второстепенные персонажи. Это не только гости кафе, официанты и музыканты, но и олицетворённые страхи и сомнения Аарона и Кейси — ей в сложные моменты видится сестра, как пример идеального брака, он то и дело вспоминает бывшую девушку. Это всё добавляет динамики повествованию и работает на разнообразие и яркость истории.
Из декораций мне очень понравились разъезжающиеся в стороны кулисы из длинных нитей с мелкими бусинами, которые активно задействованы в спектакле, а также общий антураж ресторана с гостями на фоне, мини-стендапом от официанта и даже настоящим бургером на тарелке у главного героя.
Самое главное в мюзиклах — это, конечно же, музыкальные номера. И в «Первом свидании» они не подводят зрителей. Однако здесь не нужно ждать чего-то эпичного, как, например, в мюзиклах Театра Оперетты. Это более лёгкая история, музыка здесь проще, номера более незатейливые, иногда парадоксально юмористические, иногда пёстро-развлекательные. У песен здесь привкус Бродвея и Диснея одновременно. Это мюзикл в самом его прямом понимании музыкальной комедии. Но тем не менее даже она умеет удивить. Лирические сольные номера главных героев берут за душу и выбивают слезу даже у самых прожжённых скептиков. Так что каждый здесь найдёт для себя любимую песню.

Говоря о комедии, считаю своим долгом предупредить, что юмор в спектакле есть, и его действительно много. Хорошо построены шутки, зрительский смех слышится в зале стабильно с частотой раз в несколько минут. Однако для молодёжной аудитории эти шутки могут показаться не самыми актуальными, по большей части юмор в спектакле ориентирован на более взрослого зрителя. Это не хорошо и не плохо, но может стать отличным поводом подарить билеты на спектакль родителям, чтобы они в голос посмеялись над колкими остротами или смущённо похихикали над пикантными замечаниями.
Из минусов спектакля хочу отметить его американизированность. Не потому, что считаю, будто на сцене в России могут показывать только русских героев. Так как этот мюзикл родился на Бродвейских подмостках, а потом оказался на сцене московского театра «Маска», история кажется недостаточно адаптированной для нашего зрителя. Некоторые шутки остаются непонятными, потому что их поймут только американцы. К примеру, шутка про один из американских штатов. Некоторые ситуации, действия или мысли героев кажутся странными из-за разницы в менталитете. Даже построение фраз иногда звучит очень не по-русски, но, возможно, это во мне заговорил филолог и переводчик. В итоге создаётся ощущение, будто ты смотришь романтическую комедию из нулевых в не очень хорошем переводе без локализации. Здесь разговор не о том, что историю нужно было полностью переносить в российские реалии, чтобы сделать ближе к зрителю, но, возможно, стоило бы создать ощущение лёгкого вакуума, отсутствия конкретного места и времени действия, потому что в глубине своей эта история действительно не зависит от локации и времени, так как в её основе лежат человеческие взаимоотношения.
Из однозначных плюсов спектакля — Павел Стукалов. Ну ладно, и остальные артисты тоже. На самом деле, актёрский состав в мюзикле правда чудесный — Юлия Довганишина со своим мощнейшим вокалом воплощает идеальный образ дерзкой Кейси, а Павел Стукалов очаровывает своим мягким тенором, превращаясь из стеснительного клерка в тот самый грин-флаг, который нам всем иногда нужен. Отдельное место в сердечке, конечно, занимает Евгений Пилюгин в роли импозантного официанта.
«Первое свидание» можно смело рекомендовать  как мюзикл для лёгкого и приятного вечера в компании незатейливого юмора и хорошей музыки. Потому что даже если вам не очень понравился юмор или песни показались слишком простенькими, катарсис, который вы испытаете в финале, оставит вам долгое и приятное послевкусие на выходе из зрительного зала.
Редактор: Леся Парасоцкая
Фото: Пресс-служба театра «Маска»