Театр им. Евгения Вахтангова & «Театр в кино»

«Павел I»

Русский Гамлет
Режиссер киноверсии Константин Куц, режиссер спектакля Наталья Ковалёва
21 февраля в 70 городах России стартовала премьера киноверсии спектакля Театра им. Евгения Вахтангова «Павел I». Проект «Театр в кино» дает возможность увидеть на огромном экране спектакль, на который почти невозможно достать билеты, рассмотреть эмоции актеров даже ближе, чем с первых рядов.

Наталья Ковалёва, режиссер спектакля, создала постановку на базе одноименной пьесы Дмитрия Мережковского и пьесы Евгения Симонова «Смерть Павла I». Стихотворные отрывки, написанные Симоновым, прекрасно вписались в общую канву, привлекая внимание зрителя к отдельным моментам.
Режиссер киноверсии Константин Куц провел сложную работу по переносу материала на экраны и сохранению атмосферы спектакля. Для записи сыграли три спектакля, два из которых — на зрителя. А уже после была проделана долгая и сложная работа по монтажу готового материала, снятого с нескольких камер: нужно было сделать так, чтобы ничего не ускользнуло от внимания кинозрителя.
Личность Павла I сама по себе достаточно неоднозначна. Ни историки, ни современники не сходятся во мнении, кем же он был. Целеустремленный реформатор, дорвавшийся до власти и служения народу, или сумасшедший правитель, слишком долго ожидавший своей очереди на трон? Спектакль не дает нам ответа на этот вопрос, но показывает последние дни жизни человека, окруженного своими демонами.
Спектакль «Павел I» — это неисторический миф. И, как и положено хорошей постановке, она оставляет нам самим решить для себя, кем же был Павел.
Павла I (Александр Олешко) называют русским Гамлетом из-за схожести трагичных судеб. И, как Гамлет видит тень отца, так и Павел видит призрака Екатерины II (Ирина Дымченко).

Диалоги матери и сына пробирают до мурашек и глубже погружают в потерянное состояние Павла, против которого все с большей силой разгорался заговор. Но что это, сумасшествие или попытки исправить прошлое и хотя бы так заслужить материнскую любовь?

Не менее интересно наблюдать за отношениями отца и сына: Павла и будущего императора Александра I (Юрий Поляк), за терзаниями и молчаливым принятием неизбежного под осознанием необходимости перемен и умелым давлением графа Палена (Игорь Карташев) — серого кардинала спектакля.
Действие спектакля происходит в стенах Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Да, того самого красивого оранжевого замка недалеко от Спаса на Крови, окруженного каналами. Его возводили слишком быстро, и он не успел просохнуть к заезду императорской семьи. Современники пишут, что, когда Павел давал бал в замке, в комнатах стоял сильный туман.
Именно такие ощущения вызывают совершенно неподвижные декорации и статичный бело-голубой свет: пронизывающий холод, отчужденность, мрак и одиночество, окутывающие непонимаемого даже самыми близкими императора. В темноте зала кинотеатра этот эффект усиливается, почти позволяя прочувствовать тот самый холод.
Говоря об этом спектакле, нельзя не упомянуть блестящую драматическую работу Александра Олешко, который получил премию «Хрустальный Турандот» за эту роль. Он предстает в непривычном для широкого зрителя амплуа. Александр создает объемный образ, в котором разом видно и напористого великого императора, и потерянного, недолюбленного человека.
Киноверсию спектакля можно увидеть в кинотеатрах, выбрав удобный сеанс на сайте проекта «Театр в кино».
Редактор: Анна Зима
Фото: Сайт Театра им. Евгения Вахтангова