«Театральный проект 9»

«Отличное тело»
"Субстанция" у нас дома
Режиссёр — Карина Коэстани
Если вы думаете, что в эпоху всевозможной толерантности люди отстали от женского тела, то можете передумать. Сейчас даже самые худые девочки (не девушки) считают, что им следует похудеть или лечь под нож в будущем, чтобы стать красивее. Об этой проблеме задумалась Карина Коэстани, режиссер «Отличного тела», и Ив Энцлер, по книге которой и поставлен спектакль.
При входе в зал зрителя встречают простые на первый взгляд декорации. Сцена представляет из себя чистое белое полотно, на котором нет ни одного пятнышка. Таково тело в самом начале жизни. Со временем оно пачкается синяками, родинками, разрывается от родов, появляются шрамы. Это могло бы в теории произойти с полотном.

Но этого не происходит. Оно остается чистым — как душа, сознание. Ведь не оболочка определяет девушку, а именно ее внутренний мир. 
Помимо этого на сцене стоят пять стульев и столько же пар туфель на низком каблуке. В самом начале спектакля девушки надевают их. Туфли — не самая удобная обувь. Часто она доставляет неудобства и подвергает опасности. Но это неудобство красиво. Для кого, правда? Не всегда для самой девушки, а для общества. И это совершенно не про туфли.
Слева от сцены висят, стекая к полу, футуристичные провода или же черные шланги и ярко-синие светодиодные ленты. На них как бы свалены кольцевые лампы, так часто появляющиеся в роликах бьюти-блогеров, косметологов и пластических хирургов. Вся эта конструкция вызывает некоторое чувство дискомфорта. Провода похожи на огромных размеров ленточных червей, находящихся в кишечнике. Благодаря им девушки не толстели, так как всю еду съедал червь.

Как же это мерзко звучит, но как же этот свет манит своей красотой. Думают ли так же другие девушки? Возможно, именно поэтому эта декорация находится на сцене.

Начало — это гугл-запросы, которые выводятся проектором на белую стену. Их содержание простое: «Как вызвать рвоту», «Быть худой — это модно», «Диеты». Женщины ищут совета у всех, чтобы соответствовать стандартам, иногда невозможным.

Главной героиней становится Владислава Зайцева в роли Ив. Она проговаривает тезисы про похудение, голодовки, хирургический нож, культуру стран. А также произносит главную мысль спектакля:

«Быть хорошей — это быть как все девочки. Я просто не могу быть хорошей. Буду плохой. Буду радоваться».

Но быть хорошей невозможно. Для разных людей вы разные: хорошие или плохие. Из-за этого у девушек появляется чувство неполноценности. Комплексы разрушают сознание.

Спектакль в целом полон громких или страшных фраз. К примеру: «Я прекратила есть хлеб». После произнесения этого зал аплодирует, смеется, а актрисы улыбаются, искренне радуются. Разве это правильно? Хлеб издавна был важен для любой культуры, хлеб — всему голова. Это всего лишь тесто. Отказ от него приравнивается к гордости. Лишение базовых продуктов приводят к РПП и потере здоровья. Ведь за хлебом пойдут и фрукты с повышенным содержанием сахара.

«Через „Cosmo“ я могла помочь любой женщине. Кроме себя»

Весь спектакль — это монологи девушек из разных уголков мира от Бразилии до России. Создательница «Cosmopolitan», темнокожая толстушка в лагере для похудения, модель, обычные девушки. Каждая страдает от непринятия своего тела. Каждая хочет угодить стандартам.

Все они одеты в облегающую бежевую ткань, подчеркивающую их тела. Они все разные. Конечно, это очевидно, что Анастасия Польза, Арина Соломатина-Хорохорина, Маруся Жуковская, Анна Асатиани — не один человек с одним телом. Но их героини хотят быть таковыми. Диеты, операции, коррекции, травмы становятся их ключиком к счастью.

«Люди всегда будут суетиться около красивых девушек»

Модель же по определению красивая? Такими видит их зритель во время показа. В одном из монологов рассказывается и показывается, как модели становятся моделями. Операция показана гротескно и нарочито неприятно, даже с учетом того, что происходит все за ширмой. Процесс громкий, в сопровождении отвратительных звуков, мигания света. 

Показать создание красоты именно так — смелый ход. Обычно зрители не видят процесс преображения, но в этот раз они не видят результата. Ни одна актриса не переодевается и заново не гримируется. 

Также в спектакле отчетливо прослеживается линия, посвященная сексу. Опять же, эта линия не такая, как в других спектаклях, в сериалах и фильмах. Зритель привык, что разговоры про половые утехи возбуждающие, показы любовных сцен — жгучие. Тут все с точностью наоборот. 
«Мне велели молчать, а я говорю»
Секс — это инструмент для манипуляции, обиды, травмы. Это потребность не в процессе, а в одобрении обществом, мужчинами. Стандарты красоты созданы для того, чтобы быть сексуальной для противоположного пола. У вас недостаточно большая попа и грудь, у вас слишком большая попа и грудь. Ваша вагина после родов растянута — муж не может удовлетвориться, приходится работать ртом, чтобы доставить удовольствие. Грудь отвлекает от всех мыслей, и ничего, что грудь только начинает расти.
«Все продолжилось»
Спектакль невероятно смелый. Он поднимает проблемы не всех людей, а именно женщин, девушек и девочек. Через 10−15-минутные монологи раскрывается больше, чем через полуторачасовой спектакль. Актрисы не стесняются показать себя в нелучшем ракурсе, не стесняются говорить о «постыдном» в обществе. С показа уходили красивые девушки и парни. Сложно вытерпеть то, о чем не думаешь. Стандарт диктует условия. 

С каждым монологом смеха в зале становится все меньше и меньше. Аплодисменты сменяет тишина. В воздухе витает гнетущая атмосфера. Эта же атмосфера и в жизни. Пусть через игру на сцене люди узнают о женской доле, а главное — задумаются о том, что у девушек отличное тело.
Автор: Олес Морова
Фото: Пресс-служба театра