Арт-партнер

«Оскар и Розовая дама»
Куда ехать с этой остановки?
Режиссёр — Филипп Гуревич
Пьеса «Оскар и Розовая дама» на театральной сцене в России не впервые: невозможно не вспоминать постановку Владислава Пази в театре Ленсовета — моноспектакль с Алисой Фрейндлих, которая гениально справляется со всеми ролями в одиночку. В этом году пьеса появилась на московской сцене — «Оскара и Розовую даму» поставил Филипп Гуревич.

Гуревич отказывается от больниц, халатов, капельниц и пилюль. Действие разворачивается на детской площадке — здесь большие светящиеся цветы, карусель, игрушечная машинка. И автобусная остановка — «Дорогой Бог».

Да, иногда жизнь выбрасывает из своего «автобуса» не только людей, проживших много лет, но и таких, как Оскар (Виктория Толстоганова) — десятилетних, угасающих от рака. По-настоящему рядом оказывается только Розовая дама (Светлана Иванова) — сиделка в больнице, которой уже столько лет, сколько нельзя называть. Ей и придётся уезжать с этой остановки после смерти мальчика. 
Но эта история не только про смерть Оскара, но еще и про всех остальных. Что будет с родителями, которые потеряют ребенка? Каково врачу, который говорит им о том, что сыну осталось жить 10 дней?
Насколько трудно «все это» дается Розовой даме? Ведь кажется, что все эти люди как бы рядом: такое сопровождение, чтобы Оскару было не так тяжело.

Но нет. Родители — не боги и действительно могут бояться видеть умирающего сына, но не потому, что они трусы, а из-за страха потерять. Врач, как заявляет ему сам Оскар, долго не протянет, если будет чувствовать вину за каждую неудачу, за каждое неслучившееся выздоровление. А Розовая дама для мальчика — Розовая бабушка, которая должна каждый день выдумать что-нибудь новое, новую игру, в которую Оскар смог бы с интересом играть. 
Стоит отдельно отметить, как Светлана Иванова сменой тембра голоса, выражения лица становится мамой, Розовой дамой, доктором или одним из детей в больнице. Без этого приема обойтись сложно — будь на сцене больше актеров, спектакль перестал бы быть таким же нежным, очень близким разговором с каждым зрителем. Поэтому режиссер выбирает не множить «сеть» реплик: Толстоганова — маленький Оскар-хулиган, Иванова — все остальные. Еще, конечно, невозможно не додумывать, что Гуревич так выстраивает преемственность с игрой всех героев Алисой Фрейндлих.  
Розовая дама придумывает такую игру: раз осталось всего десять дней, то надо прожить их на полную катушку.

Итак, один день для Оскара равен десяти годам, и вот он переживает подростковый период, признаваясь Пегги Блю, на следующий день он женится на ней, потом — кризис среднего возраста, счастливая пенсия…

Есть и еще одно правило игры: каждый день нужно написать Богу ровно одно письмо — нет, не как Деду Морозу о том, как Оскар хорошо вел себя и как ему хочется попросить выздоровления.
«Мы не можем избежать физические муки, но можем отказаться от страданий, потому что мы сами их выбираем», — говорит Розовая дама, рассказывая Оскару о муках Христа, и цветы на детской площадке становятся Голгофой. 

Оскар не может не взойти на неё, но может прожить перед этим целую жизнь, пусть и всего за десять дней — и написать десять писем, которые заставят его освободиться от страданий. А его близких — Розовую даму, маму с папой — поверить в самого Бога, чтобы справиться с потерей…
Автор: Мария Тушнолобова
Фотограф: Анастасия Черномырдина
Фоторепортаж с премьеры