Театр.doc


«Настройщик»

Как я дошел до жизни такой?


Режиссёр — Артем Томиков
О спектакле «Настройщик» Артема Томилова и Павла Дорохова в узких театральных кругах ходили легенды. Кто-то, кто успел на несколько петербургских показов радостно делился впечатлениями в чатах и Телеграм-каналах. А те, кто не попал, грустно вздыхали и ждали новые анонсы.

Во-первых, потому что «Настройщик» мог играться только в Петербурге, а во-вторых, только в мастерской, куда вмещалось ограниченное количество зрителей.

Но первый московский фестиваль автофикшна «Я — театр» сделал две вещи сразу — показал «Настройщика» на аудиторию больше двадцати человек и привез спектакль в Москву.
Как откровение может стать спектаклем?
Автофикшн, который повсеместно захватывает театральную сцену, в первую очередь сконцентрирован на личности, его создающей. Это будто бы отголосок идеи новой искренности, во время которой мы живем. Драматургическое осмысление своей жизни становится способом рефлексии для актера.

А зритель учится слушать живые истории и понимает, что можно ассоциировать себя не только с лирическим героем какого-то произведения, но и с обычным человеком из плоти и крови, который прямо сейчас, в прямом эфире говорит о таком, что обычно не знает даже мама и психотерапевт.
«Настройщик» был впервые показан в 2023 году, конечно же, в Петербурге, в мастерской по ремонту пианино, которой владеет Павел Дорохов. И путь к которой лежит через повествование всего спектакля.

Павел профессиональный актер, но, как положено каждой творческой Ханне Монтане, это всего лишь одна часть его биографии — он действительно уже много лет занимается настройкой пианино, параллельно с жизнью в искусстве. И то, что этим двум вселенным было суждено встретиться на сцене в контексте одного спектакля — это не магия, а то, как работает автофикшн.
А где сцена?
Для того чтобы сказать про московский показ спектакля, нужно сначала дать немного контекста в целом о «Настройщике».

Сюжет спектакля захватывает период пребывания Павла в Петербурге со времен, как он переезжает из замечательного северного города в не менее северную столицу и бросает свои силы на то, чтобы стать частью огромного театрального сообщества. И, хотелось бы дать временную засечку финала спектакля, но ее как таковой нет.

Постановка трансформируется из раза в раз, то наполняясь, то лишаясь каких-то из частей.
Весь «Настройщик» — это сборник историй, случившихся с Павлом на десятилетнем пути настройки роялей и пианино. Это люди, которых он встретил, их истории, квартиры, инструменты. Это странные названия приспособлений для настройки пианино (вы когда-нибудь держали в руках пуповертку? а я держала), монологи о смысле жизни и даже песни.

«Настройщик» ощущается настолько живым, но в то же время драматургически логичным, что хочется спросить — а что, в жизни и правда бывает как в театре? Или романтизация реальности так и происходит, что мы все живем в бесконечной пьесе, которую почему-то не замечаем.


Ну и возвращаясь к теме московского спецпоказа — все дело в том, что уже готовый и зафиксированный в реальности спектакль посредством съемки на камеру, дополнялся перформансами, сюжетными дополнениями и комментариями от Павла и Артема. Что, показывало — спектакль все еще живет, строится, существует.
Театральное пространство это миф
В завершении хочется добавить, что выходом за театральные рамки уже никого не удивить. Спектакли сыграли и в баре, и в ресторане, и в лесу и на лестнице. Но если обычно с выходом из «театрального» места подразумевается попытка выйти и за установленные за многие годы рамки классических традиций, то «Настройщик» идет по другому пути.
Режиссер Артем Томилов наоборот, приносит в не театральное пространство самые яркие элементы театра — делает условные кулисы, обыгрывает спектакль этюдами, использует смену локации для лирического отступления с проникновенной песней. И это выглядит как конструктор, в котором из известных элементов собирается что-то новое, ни на что не похожее.

Так что если Театр. doc соберется проводить второй фестиваль автофикшна, то следите за афишей. Вдруг, там появится «Настройщик». А если вы из Петербурга — то мы вам немного завидуем, но пароли и явки спектакля дадим — следите за Артемом Томиловым.
Редактор: Марго Мурадян
Фото: Пресс-служба Театра.doc