Русский музей (Корпус Бенуа)

Не только «Черный квадрат»

Выставка  «Наш авангард» в Русском музее
Да здравствует начало века! Тогда искусство бурлило, подобно котлу, и било набатом в головах многоголосьем, которое сейчас сливается в короткое «авангард». Это было время экспериментов, быстро сменяющихся увлечений, новых чувств и форм, которые только и нужно было, что ловить и отражать в красках, конструкциях, манифестах.
Русский музей показывает в корпусе Бенуа более трехсот живописных работ, произведений печатной графики и фарфора, тем самым продолжая дело Николая Пунина — руководителя ГРМ (Государственного Русского музея) 1918-1921. Он сформулировал основные принципы развески, которые легли в основу экспозиции этого года: «выявление главнейших течений новейшего русского искусства, а не по отдельным художникам».

Коллекция музея дополнена рядом работ, предоставленных собраниями со всей России — начиная от Москвы и заканчивая Челябинском, — что делает выставку особенно интересной даже для завсегдатая постоянной экспозиции корпуса Бенуа.
Кураторы желают воссоздать контекст, в котором единовременно сосуществовали множество «измов». Хронология может не укладываться в голове, но главная подсказка — подробные тексты, поясняющие логику внутри каждого зала. Конечно, от них можно отказаться и полностью довериться внутренним ощущениям ради удовольствия от простого созерцания ясного и чистого цвета, остановленного движения, новой жизни.
Многообразие течений дополняется акцентом на ключевые фигуры при помощи так называемых «фокусных» залов. В одном из них зрителю предлагают отдельно познакомиться с теми, кто создавал русский авангард, благодаря портретам и автопортретам деятелей культуры. Нас встречают не только сами мастера, но и те, кто обеспечивал их контакт с публикой.

Таким человеком была Надежда Добычина — профессиональная галеристка, в чьем художественном бюро в том числе состоялась «Последняя футуристическая выставка картин 0,10», где демонстрировался «Черный квадрат» Казимира Малевича

Именно Малевич, наряду с Василием Кандинским и Павлом Филоновым, удостоился своего отдельного зала. Каждый такой персональный раздел позволяет сконцентрироваться на индивидуальном мироощущении художника, изучить его творческую философию. Супрематический триптих Малевича, абстрактные композиции Кандинского и Формулы Филонова в очередной раз отражают масштаб разнообразия русского авангарда.

При этом кураторский подход выходит за рамки показа произведений-манифестов. Особого внимания заслуживает раздел, посвященный футуристической книге. По-своему лиричные иллюстрации хранят отголоски более громогласных живописных полотен.

Так демонстрируется иная сторона авангардных экспериментов, более тонкая, камерная. Архитектура выставки вторит подобной структуре ее восприятия — компактные, уютные залы с графикой и фарфором словно спрятаны внутри объемных с живописью и скульптурой.


На фоне последних новостей, связанных со строительством высоток на берегу Финского залива, интересно вспомнить, какие подобные амбициозные проекты были в прошлом. Речь идет о башне Владимира Татлина — памятнике Третьему Интернационалу.

Проект-утопия, оставшийся на бумаге, до сих пор смотрится дерзко. На экспозиции представлена реконструкция, в том числе, согласно авторской задумке, с приводимыми в движение отдельными частями.

Любуясь спиралевидным силуэтом башни, невольно задумываешься о том, что безумные идеи прошлого оказываются пророческими в наши дни.
Завершающим громогласным аккордом выставки становится зал, посвященный постановке оперы «Победа над Солнцем». Кураторы отказываются от привычных для других разделов выставки приглушенных цветов — петербургского серого или голубого синего, — оставляя белое пустое пространство.

Зал буквально «звучит»; его заполняет фонограмма спектакля, сопровождаемая проекцией эскизов Малевича. Таким образом, экспозиция завершается торжеством чистой формы и новых звуков и образов.
Так что наслаждайтесь прохладой музейных залов этим жарким летом! Выставка «Наш авангард» — шанс разложить по полочкам один из самых насыщенных периодов отечественного искусства. Почувствовать дерзкий дух экспериментаторов, калейдоскоп смелых и самобытных течений — в Русском музее до 1 декабря 2025 года.

Автор: Софья Котлярова

Фото: Т-Ж, The Art Newspaper