Mental Health Film Festival

Разрушение во имя излечения

«Синдром Италия»
Одна из вкуснейших кухонь мира, одни из величайших памятников архитектуры и один из самых комфортных климатов Европы — все это о живописной Италии! Именно здесь оказались героини фильма, но только далеко не такой они ее увидели. Несколько лет (или даже десятков лет) назад женщины из Румынии, ни о чем не подозревая, согласились на работу сиделками для пожилых людей в солнечном итальянском городе, а теперь рассказали зрителям о том, что скрывается за таким трудом, во что превращается твоя жизнь во время работы и во что после нее превращаешься ты. Документальный фильм итальянского режиссера Этторе Менгоцци приоткрывает завесу тайн неочевидно тяжелой работы с людьми и предостерегает, показывая последствия для психического и физического здоровья.
Синдром Италия — реально существующий синдром, описывающий подавленное состояние сиделки после длительного присмотра за пожилым человеком вдали от дома. Он сопровождается тревожностью, апатией, паническими атаками, а порой приводит к суицидальным мыслям и депрессии. Синдром назван так в честь одноименного отделения психиатрической больницы «Сокол» в университетском городе на востоке Румынии Яссы, где проходили лечение свыше тридцати женщин с этим диагнозом. Режиссер признается, что именно знакомство с подопечными клиники и интерес к психологии стали стимулом для создания такой картины.
Мое намерение состоит в том, чтобы показать публике условия жизни сиделок в Италии и все последствия, которые это влечет за собой, позволяя зрителям эмоционально погрузиться в повествование от первого лица. Это будет путешествие, которое приведет аудиторию к вопросу о трудностях адаптации в чужой стране, которая является ежедневным испытанием. Что значит покинуть свою страну в поисках новых возможностей и на какие компромиссы и какую цену приходится платить за любовь к своим детям? — Этторе Менгоцци 
Центральными героинями фильма являются 37-летняя Наталья и 45-летняя Елена, проживающие в Болонье. Наталья уже три года ухаживает за старушкой ради благополучия дочерей. Лишь редкие поездки домой позволяют немного восстанавливать силы и проводить время с семьей. Елена, наоборот, уже отработала сиделкой для пожилой пары, но теперь не только не может устроиться на новую работу, но и вернуться на родину — женщина находится под наблюдением психиатра. Сиделки знакомы друг с другом, и через их диалоги мы узнаем как подробности их состояния и нахождения в эмиграции, так и особенности работы. Рутина для Елены — регулярное посещение врачей, прием лекарств и надежда на восстановление. Казалось бы, уезжай домой, раз закончилась работа, или ищи новую в другой отрасли. Наверное, это состояние невозможно описать или логически обосновать — его можно только прочувствовать. Отработав 15 лет, Елена сама нуждается в помощи. Женщина описывает полное отсутствие сил, энергии и стимула жизни. При таком состоянии работать попросту не получится, пока не закончится лечение. Ее семья переехала в Италию, чтобы помогать ей восстановиться. Проблемы трудовых мигрантов принято замалчивать, не учитывать и обесценивать как несущественные, недотягиваемые до уровня проблем граждан страны. Как показывает практика, карьерные перспективы для иностранцев, особенно из более неблагополучных государств, ограничиваются тяжелым физическим трудом или низко оплачиваемыми должностями. Конечно, дискуссии о мигрантах болезненные как для стран СНГ, так и для всего мира, и нет никакого смысла в изменения законодательства под нужды иностранцев, но фильм не ставит такой цели. Быть внимательным к другим, уважительным независимо от национальности, социального положения — то, чего уже хватит тем, кому и так несладко в чужой культуре. Важно помнить, что все мы, в первую очередь, люди, имеющие индивидуальные особенности здоровья, психики и свой запас сил.
Другая сиделка Наталья, мать двух дочерей, напротив, надеется поскорее уйти отсюда, чтобы в полной мере уделить внимание детям, но пока общение с семьей осуществляется по видеозвонку. «Ребенку не нужны деньги, ему нужна мать», — цитирует женщина слова старшей дочери, понимая, что они чувствуют, и в то же время осознавая, зачем идет на такие риски. Многие дети сталкивались с «отсутствующими» работающими родителями, но, вырастая, начинаешь понимать обе стороны. Порой в сложившихся обстоятельствах достаточно сказать друг другу слова любви и стараться быть ближе даже на расстоянии. Как бы ни было больно, как бы ни хотелось все бросить и закрыться друг от друга.

— Хотели бы вы вернуться туда?
— Ни за что. Мне очень страшно.

Это слова Елены в одном из диалогов с психиатром. Мы никогда не можем быть уверены, что нас не коснутся проблемы окружающих, но мы можем сделать все возможное, чтобы не повторить их путь. Видя и слыша такие истории, понимаешь, что пусть не к такому выводу хотели нас подвести создатели Mental Health Film Festival, но это определенно одна из тех мыслей, которой нужно поделиться после хорошего психологического документального кино.
«Беспорядок, который мы создаем»
Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе… Эти строчки первыми пришли на ум при просмотре фильма «Беспорядок, который мы создаем» Алларда Детигера в рамках нового сезона Mental Health Film Festival. Мама — буквально главный проводник в реальный мир, ведущая неосознанная ролевая модель любого ребенка с детства, а для главного героя еще и главная проблема, обуза и боль всей жизни. Это автобиографический фильм человека, ранее не связанного ни с кинопроизводством, ни с написанием целостной истории в художественной обертке, но поставившего перед собой цель окунуться в болезненные воспоминания и возобновить контакт с мамой ради уже своего ребенка.
Как и сам фильм, погружение в прошлое у Алларда начинается со звонка полиции с призывом посодействовать в решении проблем с неугомонной мамой, мешающей соседям. У нее диагностировано биполярное расстройство личности, ставшее причиной и ее трудностей в жизни, и их напряженных отношений с сыном. Из-за заболевания родительский дом режиссера превратился в огромную свалку, здоровье матери требует незамедлительных вмешательств, которым та не позволяла случиться до приезда сына. Аллард нашел в себе силы оборвать общение с приносящей вред ему и его собственной семье матерью, но, как оказалось, не только в доме остались нерешенные проблемы, но и между ними.
В ходе уборки квартиры в каждой вещи в детской и других комнатах, в каждой маминой фразе при каждом разговоре Алларда окутывало прошлое. Большой теннис, младший брат, друг детства, увлечения, мечты, планы — воспоминания об этом остались в памятных вещах в комнате мужчины, когда-то принадлежавшей маленькому мальчику. Осознавал ли он, с кем жил все эти годы, кем был воспитан и как на нем это отразится? Конечно, нет, и герой это подтверждает. Но спустя время, наблюдая колоссальную разницу между прошлым и настоящим, присутствием и отсутствием мамы в жизни, он замечает, насколько это время было болезненным, и понимает, почему все это время не был с ней рядом.

Зритель сразу начинает верить режиссеру и осознавать, что с матерью действительно было тяжело всем. Диагноз только частично освобождает человека от ответственности за некоторые поступки, но не снимает ответственность за лечение, терапию и работу над собой. Мама Алларда никогда не уделяла должного внимания ни лечению, ни банальному уважению своих детей, отчего даже во взрослом возрасте герою крайне тяжело безболезненно для себя противостоять ей и отпустить ее со своими проблемами. Он несет за нее ответственность не столько как любящий сын за пожилую мать, сколько как человек, который не может постоять за себя и чувствует вину за то, чего не совершал.
Наверное, более важными эпизодами были не сцены с матерью, их скандалы, а взаимодействие Алларда с дочкой. Верный вопрос был задан его жене: «Опасалась ли ты, что ментальные проблемы матери перейдут твоему мужу?». Отношения с любым человеком — своего рода риск, казино, в котором ты можешь повстречать как самостоятельного, полноценного человека, так и разрушенного, брошенного ещё в далёком детстве и не знающего себя даже спустя много лет. Стоит ли продолжать винить родителей в несложившейся жизни или строить ее самому изо дня в день — решать каждому, но на примере Алларда мы видим, что его не сломало воспитание в такой семье. Надломило, пошатнуло, но не уничтожило. Он хороший отец для своей дочери, для которой и снят этот фильм. Это камерная семейная история о боли ее отца, о том, что можно попробовать дать шанс прошлому, чтобы через него обратиться к себе. В нем нет шикарной картинки на профессиональный объектив, идеально поставленных ракурсов, прописанных глубоких диалогов, но в них происходит жизнь, которая будет нужна ему и его собственной семье. Хотя крайне важно отметить один визуальный прием, использованный на протяжении всего фильма.
В рецензии неспроста по отношению к главному герою употребляются слова «погрузился», «окунулся», ведь между ручной съемкой последовательных событий вставлены кусочки видео, на которых Аллард буквально плавает в воде, опускаясь все глубже по ходу сюжета. Эти вставки — идеальное по точности и художественности смысловое разделение частей. С каждым днем герой все глубже погружается в прошлое, ему все сложнее разговаривать с мамой и не потеряться от этих проблем, как в детстве, а в тот же момент его внутреннему «Я» сложнее дышать, плыть, со временем у него появляется страх опуститься на самую глубину и встретиться с настоящей болью. Лучший из таких моментов, — момент, где к кульминации фильма вместо автора плавает плюшевый медведь, олицетворяющий то самое «дно» подсознания, «внутреннего ребенка», затерявшегося или забытого, к которому вскоре подплывает Аллард и крепко обнимает. Кадры в воде становятся почти отдельной сюжетной линией, дополняющей события в реальности и во всех смыслах добавляющей глубины.
Семью мы действительно не выбираем. Как бы ни хотелось пойти по пути наименьшего сопротивления, помните, что никому не бывает легко. Даже в самых прекрасных отношениях возникают обиды, недопонимания, ссоры и боль. Быть бережным, внимательным к окружающим — настоящий труд, который может войти в привычку с любимыми и дорогими людьми.
Автор: Дария Литвинова