Дмитрий Емец

«Мефодий Буслаев»

Взрослеющий маг в условиях русской современности и фольклорного прошлого
Историй взросления и становления самых разных персонажей так много, что выбирать из них можно бесконечно: Мальчик, Который Выжил, Китнисс Эвердин, Таня Гроттер — от того же автора, кстати, что и Мефодий Буслаев, — да тот же самый Николенька Иртеньев в толстовском цикле «Детство. Отрочество. Юность». Эти истории понятны, знакомы и проживаются читателями вместе с героями, часто — даже параллельно.
Из-за этого, наверное, книги о Буслаеве и стали в какой-то момент такими популярными.
Цикл буквально начинается со знакомой для большинства российских подростков что в провинции, что в столицах ситуации: очередной «новый папа» оказывается не очень хорошим человеком, в лифте хочется поджечь кнопки, чтобы обратить на себя внимание, а тут ещё какая-то неприятная особа мешает попасть домой. И заявляет, что она ведьма. Как аргумент — показывает вампирские клыки и предлагает прийти на кладбище в полночь. Никакой нормальности в этом доме!

Особенность именно истории про Мефа в том, что многие персонажи не были придуманы с «магического нуля» или перенесены из других известных произведений. Здесь можно встретить отсылки на любой вкус и цвет. И древнеримского бога войны Ареса — Арея, и Калигулу — КАнцеляриста ЛИГУЛА. И даже известных исторических личностей, Барбароссу, например. А ещё — целый сонм Валькирий: здесь — дев-воительниц, которых называют «авангардом света», которые бросаются в бой и никак не забирают погибших в Вальгаллу. Только если с собой, захватив висящим на наконечнике копья.
Ко всему прочему, во многом автор пересказывает общепринятые мнения о добре и зле. В книгах есть весьма конкретные свет и мрак. Мрак не может существовать без света, потому что ничего не создаёт своего, не появился когда-то с нуля. Все стражи мрака — некогда павшие стражи света, изменившие своему высшему предназначению, познакомившиеся с пороками и грехами. При этом и свет не идеален: его стражи также испытывают на себе все грехи, но стараются им противостоять, отчего и остаются собой и не теряют своих сил. Достаточно чётко в рамках всего цикла считывается также мысль о так называемой «серости», которой на самом деле не существует. Потому что тот, кто не считает себя ни светом, ни мраком, однажды всё-таки скатывается к последнему.

Но основной линией всё-таки остаётся становление главного героя, Мефодия Буслаева, который проходит весь путь: от ошалевшего от собственного всемогущества подростка до молодого мужчины, который спокойно встречает смерть и благодаря этому остаётся даже чуть больше, чем живым. Это, конечно, чудесная аллюзия на Гарри Поттера — никто и не скрывает, что изначально серия была придумана как потенциально успешный, с коммерческой точки зрения, проект на волне популярности Мальчика, Который Выжил.
Вокруг Мефодия всё время собираются самые разные личности. Есть те, с кем он во младенчестве «поделился силами» — таких оказывается аж пятеро, правда, узнаётся это совсем не сразу. Ещё имеются целых два стража света, цель которых — уберечь бесценный эйдос (так называемую душу) Мефодия от влияния мрака. Валькирия, бывшая когда-то подругой Мефодия в прошлой, безмагической жизни. Та самая ведьма, позвавшая Мефа ночью на кладбище. Кладбище, кстати, в итоге оказалось домом в самом центре Москвы, построенным на «нехорошем месте» — легендарной для поклонников книг Дмитровке 13.
В книгах вообще много самых различных людей и существ, наделённых магической силой, и каждый «вид» раскрыт со всех возможных сторон. Настолько, что одним из центральных персонажей стал кот Дафны, стража-хранителя Мефодия и его же любимой девушки. Кота красноречиво зовут Депресняк — лысый сын райской кошки и адского котика. У Депресняка оказывается едва ли не больше волшебных «профитов», чем у его хозяйки и половины эдемских жителей вместе взятых.

За 19 книг количество персонажей и правда перевалило за все мыслимые пределы: кто-то появлялся, кто-то исчезал и снова появлялся. Или нет. Описывать каждого, даже самого Мефодия, дело совершенно неблагодарное, и в первую очередь именно из-за того, что книг 19 — герои росли, взрослели, менялись вместе с читателями. И это воспринималось так органично в том числе и потому, что действие происходит в Москве — городе если и не родном, то знакомом по огромному количеству фильмов, книг, появившимся в середине двухтысячных блогам и многим другим вещам. Мир вокруг Мефодия оказался близким и понятным не только ему, но и миллионам читателей. Что, конечно, принесло книгам желаемый автором и издателями успех, а ещё — позволило найти какие-то ролевые модели и моральные ориентиры во время больших перемен в стране и не самом простом для любого подростка пубертатном периоде.
Если говорить о том, как Мефодий и его история воспринимаются через практически десять лет после издания последней книги, то книжный редактор «Гвоздей» перечитывает цикл в пятый или шестой раз и никогда не жалеет о том, что делает этот выбор. И, скорее всего, на этом не остановится: проживать юность снова и снова очень приятно и тепло. В особенности с любимыми, знакомыми и невероятно близкими персонажами.


Книжный редактор: Ирина Повзык

Иллюстрации: KoninДом