Театр «Мечтатели»

«Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили»

Манифест любви, или френдзона по-достоевски
Режиссёр — Екатерина Лунина
Спектакль «Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили» — тонкое балансирование между едва ли не дословным пересказом повести «Белые ночи» Фёдора Достоевского и современной интерпретацией истории вне времени. Режиссер Екатерина Лунина исследует в постановке феномен зарождения любви, концентрируясь именно на этой составляющей болезненного и такого знакомого треугольника без жертв.
Одним из главных достоинств спектакля можно назвать путешествие персонажей во времени, которое проходит так гладко, что первоначальные нитки из швов повествования времен девятнадцатого века едва ли удастся вытянуть. Там, где у Достоевского прослеживалось почтительное расстояние и нравы светского общества, у Луниной прорастает юмор: осторожные диалоги оборачиваются шутками, а застенчивая Настенька становится Настей — той, что с очаровательной чудинкой. Стыд же добрачного романа ощущается болью утраты и предательства. И все это — почти не выходя за рамки изначального текста! Гениальность постановки и актерской игры во всей красе.
На сцене появляется всего три актера, но история разрастается, расширяется в пространстве, словно мы видим весь мир целиком. То ли оптика Мечтателя (Виталий Иванов, Артём Лымарев) так сонастраивается со зрителем, то ли темы, поднятые Фёдором Михайловичем и воплощенные актерами театра «Мечтатели», не обошли стороной никого. Влюбленный до этого дня лишь в своих бестелесных муз Мечтатель встречает Настю (Юлия Апалат/Елена Воронова) — такую же изломанную, но верящую в лучшее особу. Обещание не влюбляться рассыпается с каждым новым рассветом петербургских белых ночей, вот только сердце дамы отдано Другому (Дмитрий Минин/Даниил Богданов/Олег Грязнов). Мечтатель бросается помочь, спасти, найти того Другого или взять Настю в жены — что угодно, лишь бы подарить ей счастливый финал. А себе?
О себе во френдзоне думают в последнюю очередь. Сейчас мы бы так и обозначили главный конфликт — модным словом, пришедшим из популярного некогда ситкома. Но Достоевский показал ситуацию тонко и благородно, а постановка лишь добавила чувственности и правдивости сюжету. Трогательная неловкость Мечтателя вызывает улыбку, в то время как Настя с ее отчаянием — желание выбежать на сцену, обнять и сжечь все непрочитанные письма, закончить тягостное ожидание. Другой — его мы видим лишь обрывками, воспоминаниями, разукрашенными любовью образами — качает лодку отношения к себе от ненависти до прощения, от восхищения до смирения.
Все то, что невозможно передать словами и даже взглядами, раскрывают танцы. Начальное танго еще неизвестного трио, агония Насти с летящими с ног туфлями, интимное и решающее с Другим — хореография Елены Вороновой становится вторым языком повествования, словно дописывая пропущенные моменты истории.
За внешней простотой постановки кроется огромная глубина человеческих переживаний и ирония жизни. Игра света и тени, черного и белого — с редкими алыми символическими вкраплениями, — минимализм декораций и мыльные пузыри как главный спецэффект лишь больше приближает зрителя к расцветающей буйным цветом почти-трагедии, а саму историю — к простой житейской ситуации, которую однажды точно вспомнишь с улыбкой. Той самой, что окрашивает половину лица Мечтателя, когда его Настя, как самая яркая звезда петербургских ночей, покидает его навсегда, оставляя яркий след благодарности за самую священную минуту любви. Которой точно не мало на всю человеческую жизнь.
Автор текста: Яна Миа
Фото: Пресс-служба театра