авторский проект Ильи Шпака

«Мане»
Мечтать, нельзя запретить
Режиссёр — Семён Барков
Вы когда-нибудь приходили в музей и делали вид, что всё понимаете, но на самом деле ничего не понимали? Не переживайте, это совершенно нормально! Создатели спектакля «Мане» говорят об этом честно, легко и очень по-человечески.
Главный и единственный исполнитель Илья Шпак сразу признаётся: «Я не искусствовед и узнал об импрессионистах всё сам, а теперь очень хочу вместе с вами в этом разобраться. Ведь даже теоретические знания не могут дать настоящего понимания художника, нужен эмоциональный отклик».
В непринужденном разговоре о великом художнике не будет великого художника — будет человек. Человек, который хотел жить, есть и делать то, чего он не мог не делать: писать картины.

Спектакль сценографически сделан минималистично: три стула, которые используются всего пару раз, стол и бутылка вина. Всё это создаёт атмосферу полупустого французского кабака где-то в парижских переулках. И лишь голос рассказчика, который погружает в судьбу художника лучше всякой декорации, переносит зрителя в конец XIX века.

От повествования невозможно оторваться. Это не лекция и не привычный спектакль — это сторителлинг, построенный на биографии художника и обращённый к зрителю, который, возможно, никогда в жизни не был в музее. Текст создан на удивление органично: он легко воспринимается на слух, в нём чувствуется искреннее желание поделиться чем-то прекрасным, заразить мечтой.
Это история борьбы со стереотипами — история, знакомая каждому. Мане сопротивляется закостенелости времени и следует за собой, потому что иначе не может. Он верит в себя и в свою мечту, потому что не может иначе. Не может не рисовать. Даже когда отец отправляет его работать юнгой, он возвращается из плавания с эскизами членов экипажа.
В спектакле много юмора и тонких отсылок к современности. Рассказчик не стесняется мемов и шуток, говорит со зрителем так, как будто они давно знакомы: «Живопись — это не для меня, а вот посмотреть рилс — для меня, в нём всё понятно и смешно». Но за картинами художников стоит такая человеческая история, которая может что-то в вас перевернуть и заставить мечтать.

Рассказ охватывает всю жизнь художника — парижский салон, ссоры с академией, дружбу и конфликты, личные тайны, творческие поражения и победы и заставляет задуматься: может, мы тоже смеёмся над чьими-то творениями только потому, что нам не сказали, что перед нами будущий Мане? Но пересказывать сюжет не хочется, вы сами всё узнаете, когда решите посмотреть спектакль.

Работа светлая, добрая и удивительно теплая, но кажется, что ей бы подошло более камерное пространство: большой зал немного «съедает» рассказчика. Кстати, о площадке театра на Цветном. Сбор обозначен за час до начала, в фойе есть фотозона и расставлены репродукции работ Мане, а ещё играет баянист, погружая в атмосферу того самого парижского кабака. 
Разумеется, в таком формате неизбежно теряются детали: сложная судьба художника упрощается, но зато приобретает человеческое лицо. Это отличная история даже для неподготовленного зрителя — идеальный вариант, чтобы провести вечер красиво и со смыслом. И да, не переживайте, если путаете Мане и Моне. Современники тоже путали.
Автор: Ксения Чечелёва
Фото: Ярослава Панкратова