Театр «Практика»


«Мама, я в Москве»

Homo переехавший – это как?
Режиссёр — Алексей Золотовицкий
Когда человек переезжает жить в большой город, все вокруг обычно спрашивают о карьере, планах, интересных знакомствах и прочих вещах, связанных с «успешным успехом». Особенно если дело касается переезда в Москву или какую-нибудь другую столицу. Но, как правило, человеку, который покинул родной город и внезапно столкнулся с огромным количеством нового, хочется поговорить не столько о том, как проходит претворение целей в реальность, а о чем-то более приземленном и простом: рассказать о бытовых проблемах, одиночестве или просто вспомнить прошлую жизнь до переезда.
Кажется, было бы странно специально писать об этом пьесу и ставить её в театре, но в случае спектакля «Мама, я в Москве» всё произошло совершенно по-другому: Дина Губайдуллина решила поделиться в соцсетях небольшим рассказом о своей жизни и получила большой отклик, после чего продолжила публиковать небольшие тексты. Через несколько лет она вместе с режиссером Алексеем Золотовицким отобрали самые игровые, сценичные и воплотили их в моноспектакль.
Дина Губайдуллина — не совсем актер, но рассказчик, потому что тексты её автобиографичны. Так, ловко ведя диалог, иногда играя со зрителями, «ведь иммерсивный театр — это сегодня модно», и взаимодействуя с анимационными героями: посторонними людьми, друзьями, родственниками (автор анимации — Ашот Мефодин), она рассказывает о вещах, в которых порой стыдно признаться другому. Например, об отсутствии секса, нехватке денег и необходимости из-за этого браться за неинтересную работу, тотальном одиночестве.
Еще одним героем в спектакле становится город: сюжеты, о которых рассказывает Дина, сменяются звоном захлопывающихся дверей вагона метро, на экране появляются виды Москвы, и это еще больше погружает зрителя в историю.
Отдельного внимания заслуживает часть, в которой Дина вспоминает о своей семье. О том, как они с бабушкой смотрели «Большие гонки» по субботам (на этом моменте явно прослезился весь зрительный зал), как жилось в Казани, как она прощалась навсегда с дедушкой…
Зачем всё это в спектакле о жизни в Москве?
Ведь кажется, это совершенно не к месту — однако каждый, кто хоть раз переезжал из родного города, знает это ощущение, когда цветные, теплые сны о прошлом согревают в самые тяжелые моменты.
Очень часто мы ждем, что спектакль даст нам какую-нибудь идею, мысль, которая повернет жизнь вверх дном, желательно в хорошем смысле. В случае спектакля «Мама, я в Москве» такого точно не произойдет. Но это не плохо. Почему вообще каждая постановка обязана это делать, ведь в театре так непривычно говорить о чем-то более простом, чем вечные проблемы морали, государства, прав человека.
Порой так важно услышать монолог о повседневном и «не таком важном», остановиться от бега и побыть совсем-не-знающим-что-делать, маленьким, скучающим по бабушке и дедушке, родителям, немного даже по родному городу: скучать, все равно выбирать мечту.
Редактор: Мария Тушнолобова
Фото: Пресс-служба Театра «Практика»