Anna Nova, Санкт-Петербург

«Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда»

В ловушке времени
Современный мир полон ностальгии. Пускай нас нельзя назвать потерянным поколением, но все равно — размышлений о прошлом в повседневной жизни как будто в конечном итоге больше, чем стремлений к светлому будущему или просто надежд на завтра. Выставка петербургской художницы Саши Кокачевой «Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда» стала выражением нескончаемой рефлексии о детстве.
В центре внимания — работы, исследующие человеческую память. Герои картин лишены индивидуальных черт, пугают своей универсальностью, способностью быть извлеченными из любого альбома с фотографиями и все равно нести для каждого зрителя что-то личное и сокровенное.
Творческий метод Кокачевой заключается в работе с образами и сюжетами, которые она находит на кадрах семейных архивов или просто на просторе интернета. Художница работает пастелью, углем, аэрозольными красками; она использует технику коллажа, делая полотна более осязаемыми за счет столкновения с окружающим пространством. На выставке в галерее Anna Nova представлены произведения последних двух лет. Работы художницы до этого можно было увидеть на выставках в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, галереях SISTEMA GALLERY, NAMEGALLERY, Antonov Gallery и других.

Концепция выставки кратко сформулирована в ее названии. Оно отсылает нас к британскому сериалу «Сапфир и Сталь» 1979 года. В свою очередь, сам сериал вспоминает философ Марк Фишер в эссе «Медленная отмена будущего» (обязательно прочитайте сборник «k-punk», вышедший недавно у Ad Marginem). Герои сериала в финальной сцене оказываются в кафе, из которого не выбраться: вокруг всепоглощающий космос. По мнению Фишера, заточение Сапфира и Стали в этом пространстве соотносится с безвыходным положением нашей культуры, оказавшейся в ловушке анахронизма и инертности.
И эта же ловушка воссоздается в пространстве Anna Nova: белые стены занимают картины без каких-либо этикеток; стрелы, в особо солнечный день подсвечиваемые с улицы, ведут зрителя от зала к залу, мимо размытых образов и тревожно повисшей в нескольких сантиметрах от пола люстры. Оформление выставки интересное, по всем современным канонам минималистичной красоты. Ничто не отвлекает от непосредственного знакомства с произведениями — важно не столько знать их названия или материалы, использованные при создании, сколько проникнуться общей атмосферой лабиринта, ведущего в детство. Стальные стрелы (еще одна дань уважения сериалу) придают динамику пространству, которое словно застыло во времени. Если бы не они, ловушка окончательно бы захлопнулась. Кроме того, стрелы служат напоминанием о том, что постоянная ностальгия может ранить. Не случайно последнее сообщение от телеграм-бота, который сопровождает посетителя на протяжении всей экспозиции, говорит: «Единственное, что может задержаться в наших руках, — это настоящее, которое мы строим прямо сейчас».
Выставку будет интересно посетить и одному, и с друзьями. Экспозиция может навести на самостоятельные размышления о безвозвратном прошлом и туманном будущем, может привести к оживленной дискуссии об общих призраках, живущих в воспоминаниях. Исследование ностальгии Саши Кокачевой не оставляет равнодушным в любом случае.

В этот раз пространство Anna Nova стало своего рода лимбом; посетить его можно до 18 мая.

Редактор: Софья Котлярова

Фото: архивы автора текста