Арт-платформа

«Компромисс»

Прекрасная собачья жизнь
Режиссёр — Иван Титов
Спектакль «Компромисс» Театра Москвы по мотивам новелл Сергея Довлатова, поставленный Иваном Титовым, представляет собой тонкую сатиру на советскую действительность, балансируя между горькой правдой и тонким юмором. Двухчасовое действие с антрактом, предназначенное для зрителей старше 18 лет, переносит публику в Таллин, где молодой Довлатов, известный как «самый аморальный человек среди всех моих знакомых», работает журналистом в газете и пытается пробиться в печать, сталкиваясь с абсурдностью системы.
Название спектакля «Компромисс» отражает одну из главных тем постановки. Советская идеология стремится создать равное общество, устраняя индивидуальность, однако это невозможно по своей природе. Главный герой и окружающие его персонажи вынуждены искать компромисс между своими желаниями и требованиями времени. Тийна (Екатерина Джайн) изо всех сил старается сохранить брак, пускай и не совсем традиционными способами. Лидочка Агапова (Лиора Олейник) борется за возможность выпустить свою радиопередачу. Оська (Павел Сошнин) неожиданно теряет голову. А сам Довлатов снова и снова сталкивается с отказами в публикации романа и советами «быть аккуратнее».
Второй важной темой спектакля становится поиск счастья. Сергей задает этот вопрос каждому встречному, но получает схожие ответы: «Живем неплохо, работаем», сопровождаемые печальным взглядом и вздохом. Его товарищ-фотограф Жбанков (Роман Немцев) цинично замечает:

— А ты не думай. Будешь думать — жить не захочется. Я уже лет десять не думаю!
— И ты счастлив?
— Да хоть сейчас в петлю.
Сюжет спектакля состоит из ряда новелл, которые объединяет главный герой. Будучи журналистом, он встречается с различными персонажами: помогает друзьям, отправляется в роддом, где напивается с молодым отцом, посещает деревню, чтобы написать материал о самой дойной корове, и находит там не любовь, но утешение. Каждая сцена — это маленький срез жизни, наполненный абсурдом и горькой иронией.
Сценография Матвея Рахматуллина подчеркивает атмосферу спектакля. В центре сцены стоит стол со стульями и дисковым телефоном, отражая время. Старые телефонные автоматы по обе стороны сцены подчеркивают важность телефонных разговоров, которые пронизывают спектакль. Перед зрителями расположена печатная машинка, на которой Довлатов набирает текст, проецируемый на экран за сценой. Этот прием добавляет глубины повествованию, позволяя увидеть мысли и комментарии писателя.

Музыкальное сопровождение полностью погружает в эпоху. Звукорежиссер Арсений Сухинин и музыкальный оформитель Александра Бондарева используют хиты того времени, например, «Беловежская пуща» и «Этот мир придуман не нами», придавая спектаклю дополнительную ностальгическую нотку. Живое исполнение песен двумя вокалистками придает музыкальным номерам особую атмосферу.
Актерская игра на высочайшем уровне. Артём Лымарёв в роли Довлатова завораживает харизмой и выразительным голосом. Екатерина Джайн бесподобно передает эстонский акцент своей героини. Сергей Буланкин великолепно воплощает Генриха — бюрократа, олицетворяющего советскую систему.
Спектакль — это сатира, облаченная в оболочку блестящих шуток. Зал смеется и аплодирует, но за легкостью комедийных реплик скрывается суровая правда. Многочисленные фразы становятся запоминающимися, их так и тянет цитировать в повседневной жизни, например:

— Лида, ты?
— Не узнал? Постарела?
— Оформилась.

Или:

— Дети есть?
— Да.
— Много?
— Много. Дочь.
«Компромисс» заставляет задуматься о том, как тяжело и одновременно прекрасно жить, даже если это «собачья жизнь». Выйдя из зала, зритель ощущает привкус грусти за смешными диалогами, осознавая, что подобные компромиссы сопровождают нас и сегодня.
Редактор: Елизавета Матросова
Фоторепортаж