Арт-Партнер

«Каренина»
Самоубийство в русском экспрессе
Режиссёр — Данил Чащин
«Анну Каренину» ставят так часто, что трудно найти для спектакля по ней один формальный приём: достаточно универсальный, чтобы на нём можно было выстроить всю постановку, и в то же время достаточно незаезженный, чтобы им можно было удивить. Данилу Чащину это удалось, и ход получился остроумным: все события романа переносятся в один поезд, которым из ниоткуда в никуда, но вроде на юг, в вожделенную Серёжей Карениным «тёплую страну» едут петербургские випы. Отталкиваясь от того, что у Толстого Анна впервые слышит о Вронском в поезде, а первое чувство у них вспыхивает на стоянке в Бологом, режиссёр помещает и сближение героев, и красносельские скачки, и уход Анны от мужа, и неудачную попытку Китти выйти замуж за Вронского в пространство двух вагонов. 
Решение прекрасно хотя бы тем, что оно, если верить постановщику, было интуитивным. Но у него много преимуществ, которые понятны только при холодном анализе. Не последний из таких плюсов — «кроссвордный дофамин», обеспеченный читавшим роман: сопоставлять, как адаптированы исходные толстовские события, как минимум интересно, а, главное, сделана адаптация без халтуры. Спектакли со схожим замыслом часто грешат сюжетными дырами, но у Чащина инсценировка хорошо скроена. Тем не менее, достоинство чащинских спектаклей — в их рассчитанности на зрителя с разной подготовкой, и тут у хода с поездом вполне прикладное значение: узкое пространство купейных вагонов отсекает от толстовских характеров то, что утяжелило бы задуманный спектакль, обостряет далёкие от динамизма романные конфликты, сгущает эмоции. 
Замкнутое пространство преобразует героев, упрощая их, но удивительным образом это идёт не в ущерб глубине романа, скорее, выхватывает в персонажах главное. Резче всего этот принцип заметен на главной героине. В исполнении Анастасии Уколовой Анна оказывается в первую очередь женщиной и матерью, в ней меньше всего от светской дамы, одевшейся в чёрное на бал. Если в романе страсть к Вронскому постепенно растапливает ледяную оболочку Анны, то в спектакле растапливать нечего. Уже его начало — родильная горячка и погоня за девочкой-призраком — обнажают Анну целиком, и дальше никакой глянцевой Анны, только открытые женские эмоции, отчего самые драматичные сцены романа (например, прорыв Анны к сыну вопреки воле Каренина) кажутся ещё трогательнее и естественнее. Эта же «растаявшая», лишённая социального панциря женственность присуща и Кити, которая не раскрывается для любви, а уже открыта к ней, захвачена ею, и её метания между Лёвиным и Вронским по своей чувственности схожи на метания Настасьи Филипповны из совсем другого романа.
Самой жёсткой ломке подвергся характер Каренина. Противник Анны в исполнении Виталия Коваленко — не растерянный муж, а деспот, и такого Каренина, жестокого и маскулинного, редко теперь увидишь. Этот Каренин губит не безволием, не готовностью идти на поводу у спиритов и шарлатанов, а по своей осенённой властью инициативе: герой Коваленко, тонущий в злобе, налагает запрет на встречи с Вронским, берёт в ежовые рукавицы контроля Анну, подавляет её без всякой внешней помощи, и проводница Лидия в деле угнетения оказывает тут ему только минимальную моральную поддержку. 
На фоне таких ярких женщин и решительного мужчины Вронский в исполнении Антона Филипенко решён в романном духе — как в глубине души робкий человек, который способен растворить в себе женщину (Анна хочет его вылечить хинином от пугающей её болезни), но сам не способен на любовные поступки более глубокие, чем агрессивный флирт с переездом в соседнее купе. Когда Анна подступает к отчаянию, он самоустраняется, как будто не являясь главным действующим лицом трагедии. Допускаю, что Дмитрий Чеботарев, так любимый нами товарищ Филипенко по Электротеатру, играет резче, а Каренин Дмитрия Лысенкова, напротив, персонаж более тонкий, но в виденном нами составе именно чиновник, а не офицер становится центром силы, и это как минимум необычно, выделяет спектакль Арт-Партнера из многих «Карениных». А сила эта достаточно агрессивная и слепая, чтобы дети в спектакле — болеющий Серёжа и призрачная Аня — стали жертвами взрослых интриг и интрижек. 
«Кто-то сорвал тормозной вентиль», и поезд едет дальше, оставляя Анне только одну возможность из него выбраться, но она благоразумно вынесена за театральные скобки. Многосерийная театральная сага на основе толстовского романа не думает останавливаться, и паровоз, готовясь к крушению, но не ожидая его, идёт дальше. Прямо по курсу — новая премьера на основе бессмертного романа. 
Автор: Артур Новик
Фотограф: Анастасия Черномырдина