Театр «Где я»


«Карамазовы. Финал»

Цена жизни


Режиссёр — Владимир Краснобаев
В чем заключается жизнь? А в чем смысл ее конца? В спектакле «Карамазовы. Финал» театра «Где я» вы не найдете ответ на этот вопрос. Владимир Краснобаев, режиссер постановки, рассуждает о вопросах душевного и духовного характера, но не отвечает на них прямо.
Сюжетная линия спектакля проста: булавка, хлеб, собака, горечь, утрата. Но как будто бы на нитку нанизываются судьбы героев, раскрывающие конфликт и жизненные пути не только Илюши, умершего в самом начале (да, конец мы заведомо знаем, но от этого просмотр не станет менее интересным), но и их самих. Красоткин Коля, отставной штабс-капитан Снегирев, Арина Петровна, Нина, доктор Герценштубе, Алексей Карамазов — все они связаны с Илюшей не физически, нет — духовно связаны.
Даже в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?» поднимается вопрос счастья. Пров говорил, что лучше живется попу. Но так ли это?

Алексей — младший из Карамазовых, которого играет Павел Канискин, как нельзя кстати подходящий именно для этой роли — выступает в роли священника, слушающего исповеди героев. Он, как посланник Бога, прощает грехи тех, о ком ему говорят (например, мальчишек, смеющихся над маленьким Илюшей), помогает прийти к успокоению души, а души болят у всех — у всех болят за Илюшу. Колька, его друг, прощает ему то, что случилось в одну из встреч; отец волнуется за сына, делает все, чтобы он выжил; сестра старается развеселить, дать ему своих сил; доктор пытался помочь, не любя свою работу.
Сцена такая же простая, как и сюжет: черное помещение с белой стеной для проектора, стул, длинная больничная кровать, та самая, белая и железная, четыре бочки, мелкие переменные и, главное, стойка с микрофоном — рупор мнений героев. Все, кроме стула, издает звук: кровать скрипит, шелестит от простыней, бочки издают единичный грохот, а в микрофон говорят, изливают свое нутро. Мелкие детали, такие как конфеты, цветы, фрукты, подушки, издают собственный звук, но он отсылает к другим, совершенно другим предметам: к пшену, птицам, собакам, поминальным атрибутам. А бывает, что предмета вовсе нет, он только в воображении, в голове, в сердце. Получается как бы спектакль-пародия на реальность, где все смешалось с вымыслом, неправдой, игрой. Прямо как в детстве.

Возвратимся к Илюше — это его последние дни жизни. Даже в схватке со смертью для ребенка весь мир — игра. Его игра, в которую он имеет полное право играть, ведь пока он в процессе — он счастлив. Все тяжелые эмоционально и легкие для понимания моменты спектакля находятся вне рамок игры, они серьезные до невозможности, они слезливые, грустные. И даже сам он — игра. Четкого воплощения мальчика на сцене нет, он где-то выше.
Кроме помещения и предметов вокруг на похоронную процессию зрителя отсылают и образы героев — total black стиль. Каждый герой в трауре по маленькому мальчику. В беспокойном состоянии и мать, хоть она и не проявляет много эмоций по этому поводу — об этом говорит большая красная вязаная брошь в виде цветка. Цветы и цвета многое могут сказать, а на похоронах — еще больше. Красный цветок — это любовь и боль одновременно.
Да, сначала Арина Петровна обижается, что на нее никто не обращает внимания, хочет, чтобы подарки дарили ей, но после меняется, начинает переживать, ее образ рушится через искупление благодаря сыну — она разграничивает детское поведение от игры, в которую все играют, принимает ее правила. Марина Ягупова отлично сыграла это превращение из дитя в рассудительную и задумчивую женщину.

Что касается актерской игры в целом — не верится, что юноши и девушки могут играть тех, кем они не являются. Коля Красоткин — в этот раз не низкий мальчик, а высокий актер Антон Гришин, Снегирев — не пожилой человек, а молодой артист Егор Бильжо, доктор Герценштубе —  не плешивый старик, а художественный руководитель театра Наталья Смирнова. В этом, наверное, и есть вся прелесть: если продолжать тему игры в спектакле, то и актеры, как в детстве, примеряют на себя разные социальные роли (дочки-матери, игра доктор-пациент). И это у них получается прекрасно, не скажешь, что на сцене недавние выпускники и студенты МШНК (Московской школы нового кино).

Музыкальное сопровождение и свет никак нельзя обходить стороной. Темное, черное помещение становится яркой, почти белой улицей; церковью с рыжим светом от свечей и икон, которых нет и в помине; голубой дымкой воспоминаний; красным огоньком надежды и страха за жизнь Илюши. А сопровождаются изменения в цветах сцены звуками, музыкой, пением актеров. Нельзя описать, что чувствуется в этот момент — нужно самим увидеть.
Весь спектакль — это вопрос о жизни, о ее недолговечности, как и сама длительность действия (чуть больше часа), но насыщенности. Каждый герой проходит эволюцию себя, становится лучше для самого себя, а не другого. Они же помогают это сделать и зрителю. «Карамазовы» оставляют не горечь от утраты, а светлую грусть, понимание, что ничто не вечно, но это совсем не плохо — это жизнь, в которой есть счастье, печаль, вера, обучение, семья, друзья. Смерть для каждого человека — цена любви к ближним.
Редактор: Олес Морова
Фото: Наталия Каминская