Яна Миа

Как из фанфикшена прийти к оригинальным сюжетам и остаться
Яна Миа — автор книг в жанре new adult: о молодости, дерзости и поиске «своего» места
Ирина:
Как ты пришла к писательству?
Яна:
Ох, как давно это было… Я много читала, мне всегда хотелось выразить свое мнение. Сначала я больше писала стихи и пробовала прозу, но потом решила, что я исключительно поэт, и много лет жила этим. Выпустила сборник и альбом, выступала на конкурсах и с сольными концертами. А потом я открыла для себя мир фанфикшена. Вот там уже я вошла во вкус, стала писать оригинальные произведения. И вот я здесь.
Как ты относишься к феминитивам? В том числе, в отношении самой себя.
Я за возможность выбора и уважение, в том числе в использовании феминитивов. Если человек представляется мне феминитивами, то и я буду использовать их. Если говорить обо мне, то я больше люблю, чтобы меня называли писателем, поэтом и сценаристом. Но если меня назовут писательницей, то вообще никаких проблем. Насильное насаждение или оскорбление за выбор в этом вопросе для меня — глупость и неоправданная злость.
Что в твоих книгах нравится тебе больше всего?
Что они напоминают разговоры с друзьями где-то после полуночи. Они всегда про то, что ты не одинок. Что вот, смотри, у людей такие же интересы или проблемы. А еще про то, что самая большая сила, любовь и поддержка у нас внутри — давайте будем себе лучшими друзьями.
Есть ли у тебя чувство писательской ревности к читателям?
Каждый раз, когда вижу книжку где-то, всегда думаю: «А почему не моя?». На самом деле, это уже какой-то шутливый ритуал, что я вот так мысленно спрашиваю. И иду дальше. Эмоции в моменте бывают разные, и чаще всего они обусловлены не ревностью, а окружающей действительностью. Единственное, чего я хочу, — чтобы как можно больше читателей увидели мои истории.
Общаешься ли ты с читателями? Если да, то какой формат взаимодействия нравится тебе больше всего?
Всегда общаюсь, если есть такая возможность. Я открыта к обсуждению книг. Отвечаю на комментарии, стараюсь читать отзывы, особенно когда меня отмечают. Побывала в книжном клубе — и это рай для меня как для автора! Все уже прочли книгу, настроены обсуждать, приготовили вопросы, а мне только дай наконец обсудить своих героев и всякие заложенные в текст мысли!
У тебя есть любимая собственная книга?
Вы еще к матери обратитесь с вопросом, какой из ее детей любимый! Все любимые, каждую трепетно обожаю. Странно что-то выделять. Обычно просто думаешь больше о той книге, которую сейчас пишешь или продвигаешь, а остальные отходят на другой план. Но как только кто-то придет с огромным отзывом — и вот я уже ныряю в любую из книг, про которую со мной говорят.
А есть любимые книги другого автора?
Я по классике люблю «Мастера и Маргариту». Ну и обожаю «Игры демиургов» Петра Бормора.
Разговариваешь ли ты со своими персонажами, пока пишешь книгу?
Конечно! И сама же за них отвечаю. Пока пишется книга, ты все время живешь вторую «теневую» жизнь. И ты говоришь с героями, проигрываешь ситуации, двигаешься, как они, плачешь и смеешься. Это база, как говорится.
— Любимая цитата из твоей книги?
— Сложный вопрос. Я ведь выверяю каждую фразу, составляю их в идеальные цитаты. Так что будут просто под настроение.
«Когда наедине с самим собой тебе не хочется выть — ты самый счастливый человек».

«Некоторые супергерои умеют гораздо больше, чем спасать мир: поддержать, помолчать и позволить чьему-то личному миру сравняться с землей, чтобы из пыли и осколков возвести новый».

«То, что тебе кажется предательством, может оказаться верой, жертвой или вымыслом. Подумай об этом до того, как выстрелишь в предателя в упор»
Ирина:
На кого из своих персонажей ты похожа больше всего?
Яна:
Если мы говорим про умышленный перенос части себя в героя, то это Джо из «Фанаток», хотя я всегда говорю, что она лучше меня. Но это и правда было сделано умышленно, так необходимо было для самой истории. Но сейчас стало очевидно, что я похожа на Элю из «По ветру» — даже внешне стала походить. Здесь пошла обратная история: за четыре года, пока шла работа над книгой, я мимикрировала под героиню. Такое, оказывается, тоже бывает, когда детально прописываешь характер, который тебе нравится как пример.
Что поддерживает тебя, когда ты пишешь книгу и не можешь поделиться ни с кем сюжетом?
Обычно нет таких жестких правил, что никому нельзя показывать. Я всегда найду, кому присесть на уши и рассказать, что я там задумала. Многочасовые прогулки по городу, посиделки на кухне за литрами чая — все это переживают мои друзья, когда я придумываю новую книгу. Но если бы нельзя было рассказывать совсем никому, то я бы записывала себе голосовые, изображая, что кому-то. Это всегда помогает разложить по полочкам, даже если на другом конце никто не услышит.

Интервьюер: Ирина Повзык

Фото: Личные архивы Яны Миа