Театр «Где я»

«Урод»
Московские уроды для уродов
Режиссёр — Антон Ильин
Спектакль Антона Ильина «Урод» — это попытка разоблачения общества, подходящего под стандарты красоты и имеющего материальные блага. История спектакля берет свое начало из авангардного Театра. doc, а продолжается в театре «Где я». И это неспроста. Название театра целиком и полностью озвучивает немой вопрос зрителей.
Главный герой Летте — несказанный урод, но только внешне. Из-за этого недуга его не пускают на конференцию, а жена не смотрит ему в лицо, предпочитая только слушать. Но все меняется, когда Летте решается на операцию по изменению лица. И все начинает вертеться вокруг него. Он же меняется в худшую сторону, ведь красивым можно все. Или нет?

Особенностью спектакля становится то, что после «операции» ничего не изменяется ни в одежде, ни на лице. Но меняется поведение: Летте, в лице Родиона Прилепина, из неуверенного человека превращается в разнузданного. С конвенциональной красотой к нему пришла слава, прилипли девушки, которые хотят его, а начальство начало восхищаться им.

Актер замечательно справляется с тем, чтобы показать моральную эволюцию и деградацию своего персонажа. От непонимания до осознания своей «проблемы», от привыкания до полного погружения в среду богачей и порока, от восхищения своей идеальностью до протеста за индивидуальность. Все эмоции на лице, которое не прячется за какой-либо маской.
Лицо одно, как и обстоятельство. Летте не урод, ему просто напросто не повезло с лицом, но только по мнению окружающих. Сам он даже не догадывался о своем недуге и спокойно жил. 

Его ценили за навыки, ум, харизму. Нашелся бы и человек, полюбивший лицо, — это дело вкуса. 

Еще одна важная особенность пьесы — это исполнение нескольких ролей одним человеком. Наталья Смирнова, художественный руководитель театра, играет жену Летте, ассистентку врача и старую даму. Каждый образ — это новая личность, которая меняется по щелчку пальцев. И, опять же, без помощи грима или одежды. Только за счет перемены личных качеств.

Самая опосредованная от всех роль, конечно, это роль ассистентки. Никаких эмоций, только холодный расчет. На втором месте старая дама. Аморальная, пошлая, с повышенным либидо, без какой-либо эволюции внутри спектакля. И жена Летте завершает аккорд ролей Натальи. Отличное исполнение, в котором сочетается нежность к мужу и отдаленность от него же. Она единственная искренне любила его, но одно колкое слово в сторону внешности разрушило уверенность в этом.
«Как человек ты прекрасен, но твое лицо уродливо»
Владимир Гасанов играет две роли, взаимозаменяемые друг друга по смыслу: начальника Летте и хирурга, подарившего новое лицо. На первый взгляд эти персонажи не похожи, но только на первый: оба диктуют правила. Начальник решает, кто поедет на конференцию, а хирург решает, какое лицо сделать. Оба героя говорят как есть, что Летте урод, не скрывая слова за метафорами. Оба присваивают лицо себе. Нетрудно это сделать, когда имеешь власть. 


Актер через два противоположных образа показал их схожесть в сознании. Чтобы усилить различия, только у Владимира кардинально меняется облик в одежде, появляется белый халат, символ чистоты. Но какая чистота у хирурга? После первой операции он понимает, что в его руках жизни людей, он вершит их судьбу в мире. От трясущихся рук и взгляда сквозь человека хирург избавляется. Их сменяют твердость в голосе и уверенная стойка.

И последний, четвертый актер спектакля — это Антон Гришин. Он исполняет роль ассистента Летте и сына старой дамы. Чуткий ассистент, но с ноткой самонадеянности, ведь он красив и умен, до поры до времени. Он не видит проблемы, пока она его не коснется — это проблема общества красивых людей. Как только Летте стал «лучше», про ассистента забыли. Игра актера сменяется на легкую ненависть и чувство несправедливости. Чтобы доказать свою значимость, приходится делать что-то большее, чем забота о коже. Он стал вторым Летте.

Вторая роль — это сатира на золотую молодежь. Из интеллигента в не чурающегося инцеста маменькиного сынка. В нем нет рамок. Через гиперболизированную игру Антона зритель видит пороки тех, кому с самого детства все подавали на блюдечке с голубой каемочкой. В голосе только две интонации: разочарование или желание обладать кем-то.

Эти роли дополняют роли Натальи, в хорошем смысле. Их союз становится второй любовной линией и перетягиванием одеяла с проблемы Летте на себя.

Не только игра актеров становится важной составляющей спектакля, но и световое сопровождение. Именно оно показывает смену ролей и событий: ночь после конференции, шелк, дом. Если обращаться к теории, что «красивым» людям неважно, где и с кем быть, то это имеет смысл. Выключение света для героев — это всего лишь моргание. Порой новоиспеченный красавец Летте не понимает, что можно говорить, а что нельзя в той или иной обстановке. Темный миг не перезагружает его, как остальных, он не привык.
И единственное, что объединяет абсолютно всех героев, — это обстановка. Стол, стул, зеркало. Никакой кровати, никаких удобств. Даже с красотой не появится чего-то сверхъестественного, чего-то нового, что удовлетворит неугомонные потребности. Поэтому за новыми ощущениями люди тянутся к новым людям, которые подходят им по статусу.

Общество настроено на любовь к красивым. Человек может быть трижды лауреатом премий, с манерами, но если не вышел лицом, то дорога закрыта. Осознание этого факта ломает изнутри. Желая изменить себя внешне, меняются и внутри, подражая обществу. Летте становится жертвой обстоятельств. В спектакле все уроды в разной степени. Отрицание этого факта — это внутренний протест общества, не желающего принимать, что оно диктует правила для «уродов».
Автор: Олес Морова
Фото: Екатерина Якель, Пресс-служба театра