Театр ермоловой


«Елизавета Английская»

Та милфа, которая тебе и не снилась
Режиссёр — Владимир Киммельман
15 мая на Основной сцене Театра Ермоловой состоялась премьера спектакля «Елизавета Английская» по пьесе Фердинанда Брукнера.
Здесь есть все — интриги, заговоры, любовь, непомерные эго и жажда власти, современный юмор и тлен. Интересный коктейль для хорошего вечера.
Исторические личности шагают по подмосткам сцены, переносящей нас в старую добрую Англию. Елизавета I (Евгения Дмитриева) выбирает платья и заигрывает со своим молодым фаворитом, граф Эссекс (Данила Казаков) умело пользуется своим привилегированным положением, плетет интриги и в какой-то момент радует глаз зрителя владением шпагой (а зрительниц — распахнутой рубашкой). А Уильям Сесил (Иван Мулин) кажется самым рассудительным из советников королевы и вайбит Ларисом Стронгом из «Дома дракона».
«Отчего ж ему не поиграть с королевой, которая сама не прочь поиграть с юнцом?"

Первый акт затягивает легкостью и юмором. Складывается ощущение ситкома, за которым можно расслабиться вечером. Но чем дальше, тем мрачнее становится картинка, тревожнее музыка, меньше смешных моментов. Царившая в начале обманчивая легкость улетучивается уже к концу акта, уступая место гнетущей атмосфере. От любовных шалостей до попытки государственного переворота и разговоров о войне — всего один акт.

Второй акт сгущает тучи еще больше. К мрачной картине заговора добавляется тяжелая тема войны и религиозного помешательства. Спектакль оставляет на откуп зрителю решить, затеял король Испании Филипп (Константин Плотников) войну с Англией из «благих» намерений и ради наставления Англии на истинный путь Господень или в нем говорит его уязвленное отказом женитьбы эго. Возможно, ему отказали впервые в жизни, и вся эта военная кампания — лишь попытка отомстить.
«Признаюсь, я предлагал этой твари руку. И как ни неустанен я в постах и молитвах, моя душа все еще не очистилась от этой скверны»

Во втором акте сцена поделена на две части — сторона Англии и сторона Испании. И в особенно сильные моменты Елизавета и Филипп практически ведут диалог друг с другом, а не с советниками или Богом.
«Человек не успокоится до тех пор, пока ему не удастся полностью опровергнуть Бога. Но, может быть, только тогда он всерьез примется его искать».
Крах Непобедимой армады — одно из центральных и сильнейших событий спектакля. Король Филипп, страстно желавший победы над Англией Елизаветы, оказывается полностью разбит. Мощный накал эмоций — огромная заслуга Константина Плотникова. Интересным решением тут оказывается то, что сотрудники сцены демонтируют часть «испанской» стороны прямо во время речи одного из англичан, тем самым обозначая бесповоротный конец этой войны.
Слом четвертой стены приятно оживляет спектакль. То Елизавета хвалит свою фрейлину, называя ее хорошей артисткой, то говорит, что идет на «точку» на сцене. Внезапные вставки современных шуток и слов встряхивают, немного вырывая из контекста происходящего. Пробежки  заговорщиков и королевы по залу заставляют порядком покрутить головой, но раздвигают пространство сцены, вовлекая зрителя.
Режиссер Владимир Киммельман не балует зрителя обилием цветов. Из практически черно-белой картинки с приглушенными цветами выделяется только Елизавета огнем рыжих волос и яркими элементами красных и бордовых оттенков в своих нарядах. На сцене ничего лишнего — только человеческие судьбы.

Спектакль «Елизавета Английская» — это страшная сказка. Психологическая драма, рассказывающая историю женщины, которой нужно быть сильным правителем в мире мужчин и которая невольно повторяет путь своего отца, короля Генриха VIII. Она не должна дать слабину, должна удержать страну на своих плечах, но также хочет и любви.
Автор: Анна Зима
Фото: Пресс-служба и сайт театра Ермоловой