Московский театр кукол


«Эдгар По. Следствие»

Темно не от ночи, а от собственных век
Режиссёр — Амир Ерманов
Эдгар Аллан По — автор, чьи строки звучат как стук сердца под половицами. Его тексты тревожат, обволакивают мраком, проникают в разум и оставляют после себя ощущение, будто кто-то следит из тени. Но какова была жизнь человека, который писал столь реалистичные и в то же время фантасмагоричные вещи?
Режиссер Амир Ерманов взялся за, казалось бы, невозможное — адаптировать пугающую тональность По на язык театра кукол. Таким образом, спектакль «Эдгар По. Следствие» превратился не просто в сценическую фантазию по мотивам «Убийства на улице Морг», а в настоящую психологическую реконструкцию, где мы видим перипетии творческого пути По. Вместе с автором зритель оказывается и в комнате допросов, и внутри головы сходящего с ума писателя, и в мире, где границы между живым и неживым, между реальностью и кошмаром окончательно размываются.
По следам расследования Эдгара По

Сюжет спектакля представляет собой мрачную, почти инфернальную историю, где переплетается выдуманный По мир (так похожий на реальность) и бьющая наотмашь жизнь самого автора.

Главная линия спектакля — расследование по мотивам «Убийства на улице Морг». И распутывает его сам Эдгар По, то и дело общаясь со своим внутренним и книжным я — Огюстом Дюпеном. Между ними почти нет разницы. Разве что Дюпен — лучшая, более совершенная и литературная версия самого Эдгара По. Словно таким он бы хотел быть на самом деле, но в реальности же является пока никому не известным автором, столкнувшимся с зубодробительной системой книжной индустрии XIX века.

Так, сюжет его пока не изданной книги переплетается с реальной жизнью, наслаиваясь в фантазиях и превращая реальность в страшный сон.
Мрачности к атмосфере загадочного убийства, описанного в книге, добавляют творческие метания По — его книгу критикует главный редактор издательства и выдвигает ультиматумы для его публикации. Это низвергает По в пучины рефлексии, отчаяния и творческих мук. И теперь его гложет не только черная полоса в собственном доме — его жена медленно угасает на глазах, — но и сомнения в собственном таланте.

Зрителю сложно уловить момент, когда вполне себе ясная реальность начинает переходить в разряд страшной сказки, где огромные вороны выкатывают на сцену гроб с Вирджинией — женой По. Где его арестовывают подобно персонажам своих книг, настаивая на полном повторении убийства, так тщательно описанного в еще не изданной книге. И где во всем этом истина.
Живой — не живой
Где же здесь театр кукол? А везде.

Живых, из плоти и крови, персонажей на сцене всего трое — сам Эдгар По, Дюпен и Вирджиния, больше похожая на видение, чем на человека. Все остальные — ростовые куклы. И это придает истории некую нереальность происходящего, заставляя разгадывать, где заканчивается бурная фантазия По и начинается проза жизни.
Так, все подозреваемые в следственном процессе — похожие друг на друга настолько, что, кажется, являются родственниками какой-то большой и очень неблагополучной ирландской семьи — куклы. Главный редактор издательства — женщина в возрасте с ужасным характером и особо ценными правками — тоже кукла. И даже миленькая секретарша ужасного редакционного дракона с седыми волосами — тоже кукла, безликая и ничего не значащая в судьбе Эдгара По.

Можно воспринимать эту аллюзию в лоб. По считает единственным важным в своей жизни только свое творчество и семью. Все остальное для него — искусственно созданная реальность, существующая на фоне.

А можно копнуть чуть глубже и рассмотреть в спектакле суть автора — все вокруг для него инструмент для написания новых сюжетов, а жизнь — бесконечный источник размышлений и поиск причинно-следственных связей для самой удивительной, но очевидной развязки сюжета.
Другая сторона театральной жизни
Театр кукол — это отдельный мир, позволяющий смешивать две реальности не выходя за пределы сознания. Это какой-то абсолютно новый театральный экспириенс, позволяющий искать новые смыслы в, казалось бы, очевидных на первый взгляд вещах. И этот опыт можно прочувствовать, только сидя в зале.

Спектакль «Эдгар По. Следствие» — доказательство того, что театр кукол способен говорить на зрелом, глубоком языке, обращаясь к самым темным и притягательным уголкам человеческой души.
Шеф-редактор: Марго Мурадян
Фото: Пресс-служба Московского театра кукол