театр «Современник»

«Двое на качелях»

Спектакль о том, как не надо любить
«Двое на качелях» в театре «Современник». В ролях – Татьяна Бабенкова и Юрий Чурсин.
Этот спектакль мог бы стать иллюстрацией к любой популярной книжке по психологии. Его можно было бы показывать в качестве примера того, как не нужно строить отношения. Но его не хочется анализировать, используя скрипящие на зубах термины «абьюз», «избегающий тип привязанности» и «созависимые отношения». Его хочется просто чувствовать.
Спектакль, который уже когда-то шел на сцене этого театра, вернулся с обновленным составом и толикой режиссерского видения Юрия Чурсина. Поставлен он по пьесе У. Гибсона Two for the Seesaw — «Двое на (балансировочных) качелях». Это те самые качели, на которых мы все катались в детстве, когда ты можешь подняться наверх, только если твой партнер опустится вниз.

И это, в целом, исчерпывающее описание происходящего с героями. Мы наблюдаем за историей любви Джерри и Гитель. За тем, как они пытаются выстроить свои отношения, учатся доверять друг другу и находить баланс, но раз за разом, словно на качелях, их бросает то вверх, то вниз. И чем ярче взлет, тем больнее падение. Начиная со знакомства Джерри и Гитель, которое, кстати, пронизано до гениальности смешными шутками, зрители следят за героями в довольно жизненных ситуациях: свидания и праздники, переезды и болезни, ссоры и примирения.

Но постепенно становится очевидно, что их любовь приносит скорее мучения, чем радость. Оба они то и дело серьезно ранят друг друга, их разговоры полны недомолвок и раздражения, а злое напряжение между ними только нарастает. Заканчивается спектакль очень плавно, без серьезных эмоциональных потрясений. Наверное, это можно даже назвать хэппи-эндом, но я уверена, что для истории Джерри и Гитель это еще не конец.
Интересно визуальное решение спектакля. Сцена поделена на две части: хаотичная яркая квартира Гитель и серое холостяцкое жилище Джерри. Сами по себе они уже ярко характеризуют героев и погружают зрителей в антураж Америки 50-60-х годов. При этом постоянно подчеркивается разница между персонажами: невысокая и худенькая Татьяна Бабенкова смотрится особенно хрупкой на фоне одетого в объемные костюмы Юрия Чурсина. Этот эффект усиливается и за счет того, что «квартира» Джерри находится на небольшом возвышении над сценой. Выглядит сцена со всеми декорациями, подсвечивающимися в разных местах, очень органично и стильно.

Я не любительница классических спектаклей, которые практически полностью построены на диалогах героев, где нет особого экшена и захватывающих дух сцен. Я все-таки предпочитаю другой стиль. Но в этот раз спектаклю удалось удерживать мое внимание и подогревать интерес каждую минуту.
И, наконец, самое интересное. Театр не всегда приносит положительные эмоции. И это тоже часть зрительского опыта. Ты не всегда будешь восхищаться героями или сопереживать им, потому что есть спектакли про то, как не надо. Когда тебе некомфортно наблюдать за происходящим, когда на сцене происходит что-то грустное и душераздирающее или когда тебя раздражают слова и поступки героев.
В какой-то момент после очередной реплики Джерри я не выдержала и почти в полный голос сказала: «Как же он меня задолбал». Женщины на соседних местах согласно покивали. И это нормально, так тоже может быть в театре. Это не значит, что спектакль плохой. Наоборот, нас сознательно выводят на эмоции, показывая пример изматывающих, мучительных отношений, где оба героя совершают ошибки. И в этом случае ты все равно получаешь удовольствие от спектакля, но уже совсем другое. Тебе не хочется восхищаться персонажами, тебе хочется разобрать их по косточкам, проанализировать, почему они себя так ведут, указать, где они были неправы. Это тот парадоксальный случай, когда спектакль тебе нравится тем, что он тебе не нравится.

Возможно, не всем подойдут подобные постановки. В этом случае театр – это не способ эскапизма, а, наоборот, зеркало, отражающее нашу реальность. Но лично я осталась в восторге. «Двое на качелях» – прекрасный спектакль, на который я всем рекомендую сходить.
И да, хотя бы в конце я обязана сказать: Юрий Чурсин великолепен!
Редактор: Леся Парасоцкая
Фото: Сайт театра «Современник»