Park Kultur

«Дорогая Елена Сергеевна»

Я улыбаюсь, и всем становится страшно
Творческое объединение Park Kultur появилось совсем недавно, но уже стало гарантом качества — что ни спектакль, то выворачивающая наизнанку история. Стоит сказать сразу — это театр молодых. Они не боятся экспериментировать, играть на разрыв и разбивать декорации вдребезги. Ну и попутно сердца зрителей, каждый раз по-новому, но каждый раз неотвратимо.
Чему же учат в школе?
Два акта спектакля Александры Голиковой рассказывают об одном, казалось бы, совершенно обыкновенном вечере Елены Сергеевны (Нина Султанова) — обычной школьной учительницы, классного руководителя и члена экзаменационной комиссии. К ней просто так, без предупреждения, приходят ее четверо учеников — поздравить, поблагодарить, посидеть с ней и выпить чая. Казалось бы, что может пойти не так?

Все может пойти не так. Начиная с того, что мотивы учеников — будущего дипломата Володи (Сандро Чакветадзе), простого парня Паши (Иван Малкин), влюбленной и непонятно как тут оказавшейся Ляли (Алёна Рождественская) и очаровательного двоечника Вити (Ярослав Поляков) — оказываются намного корыстнее, чем можно даже предположить. Им не нужны советы Елены Сергеевны, ее компания и искренняя благодарность за то, что они составили ей компанию в одинокий вечер. Им нужен ключ от сейфа с их экзаменационными работами. Любой ценой.
Когда уговоры не помогают, в ход идет жалость. Когда и жалость не помогает, на смену им приходят манипуляции. И с каждым твердым «нет» Елены Сергеевны ставки все растут. И в какой-то момент становится невыносимо наблюдать, как дети, вчерашние школьники, рассуждающие на уроках литературы о добре и зле, превращаются в настоящих монстров.
Точка невозврата
В какой-то момент спектакль пересекает красную линию — теперь каждый сам за себя. Творящие зло боятся уже даже не друг друга, а самих себя. Ведь они уже набрали скорость и не могут остановиться, пути назад нет. Мы видим настоящие сломы личности — каждый из школьников произносит монолог, пытаясь убедить Елену Сергеевну в своей правоте, но в итоге открывая в себе такие страшные вещи, о которых и не подозревали раньше.

В какой-то момент советская комедия становится настоящим триллером, когда отвести от сцены глаз просто невозможно. И вроде бы понятно, что ничем хорошим все происходящее закончиться не может, но очень хочется верить. Ведь в школе нас всех учили — добро обязательно победит. У него нет кулаков, оно подставляет вторую щеку, но рано или поздно, каким-то чудом побеждает.

Или все, что нам рассказывали, не совсем правда? И реальный мир вовсе не такой, какой на страницах учебников?
Видимо, это так.
Словно зверь в клетке
Сценография спектакля проста и гениальна. Елена Сергеевна оказывается не только посреди неразрешимой моральной дилеммы, но и запертой в собственной крохотной квартире. Светящийся куб, вмещающий всю жизнь Елены Сергеевны, стоит посреди сцены. И выход из него есть, даже несколько, но все они оказываются перекрыты. Вне пространства этого куба оказываются все, кроме самой Елены Сергеевны. И эта метафорическая западня, которую ей устроили собственные ученики, лишь усиливает ощущение нереальности происходящего.

В какой-то момент начинает ломаться не только мораль, вера в добро и зло, устои, но и декорации. В щепки разбиваются стулья, летят в сторону зрителей школьные тетради, осколками по сцене разлетается телефон. Ломают не только Елену Сергеевну, ее волю и веру, но и ее бережно хранимую маленькую жизнь, сосредоточенную в небольшой квартире.

За всем этим наблюдает беспристрастная фигура в черном, Мадам Икс, (Наталия Васильева) — она не руководит процессом, лишь фиксирует действительность и наблюдает. Словно ей самой интересно, как низко могут пасть люди, настолько ослепленные своей верой в безнаказанность. И сможет ли Елена Сергеевна устоять перед таким давлением? Когда абсолютное большинство вокруг убеждает тебя, что зло — это норма, трудно не предать саму себя.

В Park Kultur любят яркие акценты. И этот спектакль не стал исключением — когда все доходит до апогея, до самой высокой точки напряжения, крохотная квартира становится филиалом безумия и бессмысленной жестокости. И всем вокруг становится страшно.
Жизнь после финала
Со спектакля зритель выходит оглушенный — пережитым опытом, надрывом, с которым играют актеры, исходом. У спектакля нет задачи сказать, как правильно или неправильно, мораль тут у каждого своя, и каждый в ней убедителен.

Как по мне, это спектакль, заставляющий задуматься: а что бы сделал я, если бы передо мной был такой выбор? Настолько прочны ли мои принципы, есть ли в моей голове разделение на абсолютное добро и абсолютное зло? Или я все же нахожусь в этой серой зоне, где постулаты можно развернуть в свою пользу, оправдывая любые свои действия?

И у каждого, я уверена, будет свой ответ.

Шеф-редактор: Марго Мурадян
Фото: Пресс-служба Park Kultur