Создаем save space виртуальное пространство, где можно найти всё: от театральных рецензий до обзоров на выставки современного искусства
Театр «Неформат»
«Диалог с ласками»
Куда деть и где взять пять миллионов?
Режиссёр — Антон Непомнящий
17 ноября прошла премьера спектакля Антона Непомнящего при участии Михаила Барщевского «Диалог с ласками». Это современная постановка со злободневными темами: проституция, недоступность высшего образования, отсутствие реальности в кинематографе.
«Иногда полезно узнать аудиторию, для которой снимаешь свое кино»
Главных героев двое: мужчина и девушка. У них есть имена (Глеб Георгиевич и Катя), но они неважны. Каждый представляет из себя определенный слой общества. Мужчина — это продюсер посредственных ТВ-сериалов. Он выходит на сцену, к машине (двум креслам и фарам). В руках пакет из ЦУМа, в пакете пять миллионов. Девушка — проститутка 18 лет, оказавшаяся не в том месте, но в нужное для нее время.
Они похожи друг на друга высоким интеллектом и отдачей в работе. Глеб созванивается с коллегами, а Катя пытается отработать честным трудом семь тысяч. Но ни у того, ни у другой не получается сделать то, что изначально планировали. Их сплотила общая боль продажи себя.
«Почему вы говорите „работать на улице“, а не „заниматься проституцией“? Презираете?»
Катя — интеллектуалка-индивидуалка, цитирующая философов и поэтов, мечтающая о юридическом образовании. Она приняла свою роль, говорит без какого-либо страха о том, что может умереть на работе. Ей главное — накопить на свою мечту. Несчастные два балла разрушили ее жизнь. Глеб же — продюсер, у которого денег много, он может порадовать жену, дочь, вложиться в успешный проект. Но его возможности заканчиваются на нишевых мелодрамах о счастливой любви и съеме проститутки.
Весь спектакль — это их разговор, исповедь проститутки продюсеру, который мнит себя тем, кто может исправить чужую жизнь с помощью денег. Глеб заставляет рассказать про потерю девственности, мотивацию работать на улице и спеть романс. В его власти жизнь одной девушки, над которой он склонился и, от жалости к себе, подал руку помощи. Это не искренняя помощь, а фикция, чтобы заглушить эту продажность в своей жизни.
«Я ее где-то видел, но где?»
Это современная пьеса с отсутствием какой-либо моральной цензуры. Это жестокая насмешка над властью денег. Кто-то прогибается под ними, а кто-то становится их обладателем. Но можно остаться несчастным с властью и счастливой без нее. Словесные издевательства над образом жизни, уничижительные сравнения — в порядке вещей для обоих. Каждый знает и понимает свое место. И каждый останется при своем.
Несмотря на одну проведенную репетицию, актеры выступили с материалом достойно. Олег Царев и Мария Филиппович создали на сцене одну маленькую жизнь, которая могла бы быть и в реальности, но с другим концом. Они вселили надежду в веру.
Отдельно стоит упомянуть девушек из массовки проституток. Они прекрасно показали не только сексуальное поведение и манерность ночных бабочек, но и дружбу, любовь и преданность к подруге. Девушки появляются на сцене всего лишь несколько раз, практически ничего не говорят, но сколько они придают значения ситуации.
Спектаклю не хватает камерности. Зал «Хамовников» не совсем подходит под антураж и длительность. Слишком большой для минимума декораций и людей на сцене. Если бы сцена была меньше, то она бы усилила чувство дискомфорта. Тема продажи себя (как тела, так и интеллекта) вызывает больше внутренних споров, чем внешних. Маленькое пространство сработало бы лучше через близкий контакт со зрителями: человек перестает чувствовать себя опосредованно. Он подсознательно ставит себя на место одного из героев, потому что видит эмоции без бинокля.
Также не хватает динамичности в действиях героев. Рамки машины слишком сковывают движения, отчего все становится монотонно. Машина могла бы стать перевалочным пунктом между дорогой и, к примеру, дешевым отелем. В каком-то смысле это страшнее обочины и безысходнее для богатого человека, спустившегося настолько низко.
Чему может научить спектакль? Жестокому, но нужному взгляду на мир. Через неблагозвучную речь и саму ситуацию со съемом проститутки режиссер спускает с небес на землю тех, кто зазнался, и поднимает с колен тех, кто уже потерял всякую веру в лучшее. Все люди продают себя и свои услуги, но это можно делать благородно, а можно и для личной выгоды. «Диалог с ласками» — это не про сексуальные ласки, а про душевную ласку через боль.