Режиссёр: Ане-Марта Тамнес Хансгард

«Бессмысленные диагнозы»
Я — это мера исчисления
Говорить о болезнях ментального здоровья на камеру трудно не по причине того, что это сложная табуированная тема, а потому что она требует открытости, к которой ты можешь быть не готов. Но не Ане-Марта Тамнес Хансгард, режиссер и главная героиня «Бессмысленных диагнозов».
Этот фильм существует где-то между фильмом-портретом и эссе о самоидентичности. Он поделен на 12 глав, которые посвящены разным периодам, людям и диагнозам. 

Во многом действительно поражает то, насколько камера в мире героини не сковывает своим присутствием окружающих. Она позволяет через окно объектива не просто наблюдать за своей жизнью, она напрямую с нами разговаривает и делится самыми разными переживаниями. За час с небольшим мы настолько проникаемся внутренним миром Ане-Марты, что частично становимся ею. И дело не только в душе нараспашку.

Просто многие переживания по-человечески откликаются, и сопереживать героине естественно и легко. Детство, когда ты казался себе могучим супергероем? Отвержение в новом окружении? Или просто потеря себя во взрослой жизни? Всё это было в жизни Ане-Марты, она не боится показать себя разломанным куском глины, который состоит из множества прожилок разной текстуры и цвета. И в этот момент ты думаешь: я — это Ане-Марта.
Но несмотря на то что мы чувствуем родство с героиней, она считает себя особенной, исключительной, совершенно не такой как все. Ламой среди овечек.
Другого разбора стоят визуальные элементы, придуманные режиссером. Хотя нельзя сказать, что в киноязыке фильма есть что-то новое. Все элементы: видеодневник, интервью, закадровый голос — будут привычны зрителю, даже не знакомому с документалкой. Многое похоже на то, что используют блогеры на ютубе уже более десяти лет. Но она создает визуальное пространство, во многом построенное на пластике воды. Это не единственный визуальный образ, который создает Ане-Марта, но я считаю его наиболее ярким.
Выбор этой фактуры зависит не столько от эстетического, сколько от того эффекта перформанса, который она создает. Вода появляется в заставках глав, когда у героини деформируется «я» и она обретает новый статус в собственных глазах. Вода есть в пейзажах, когда она говорит о смерти своего друга. Для героини это способ переродиться или спрятаться в этой стихии, как в утробе матери, для нас — медитативное, почти гипнотическое визуальное удовольствие. 
Ане-Марта оспаривает все те маски, поведение, характер, которые ей приписывали врачи с помощью различных диагнозов. Она даже делится тем, что не понимает, какая часть её мыслей — по-настоящему она, а какая — её психиатры. Героиня решает, что ей нужно найти другой способ лечения, который поможет ей быть собой. Она создаёт своё комьюнити из таких же женщин, как и она. Они считают, что их посадили на таблетки только потому, что они вели себя не так, как должна вести себя женщина. Ана-Марта даже находит врача, которая даёт нам мысль: все лечебное дело Аны-Марты Тамнес Хансгард пестрит множеством диагнозов, которые нужно смело ставить под сомнение. Как и способ их лечения.
На самом деле, из-за того, что авторская позиция режиссера и героини совпадают (все-таки это один и тот же человек, а раздвоение личности ей никогда не ставили), то тут не будет поляризации мнений внутри самой работы, а только с мнением зрителя. Этот фильм — поиск ориентиров, на которые можно опереться, пока ты для самого себя пытаешься понять, кто ты такой на самом деле.

Основной посыл «Бессмысленных диагнозов»: наша самость и социум, в котором мы живём — это неотделимые друг от друга вещи. Вы можете быть самой уникальной, единственной ламой в стране, но если вы выросли в стаде овечек, то вам будет казаться, что вы другой, неправильный. Хотя эта мысль будет неверной: все животные хороши, просто они разные.

Автор: Мария Бубнова
Кадры: сайт MHFF