Режиссёр: Душан Глигоров

«Аутсорс»

Жизнь и мораль в оттенках серого
Камчатский край — окраина мира. Дальше — только небольшая граница между двумя океанами и последний меридиан, разница во времени, равная суткам. И в этом безысходном пространстве есть маленькая точка, город, у жителей которой есть шанс на лучшую жизнь.
Город Елизово. Работать негде, дома — либо разваливающиеся деревянные бараки, либо хрущёвки. Золотой середины не существует: приходится каким-то образом выкручиваться и жить нормально или существовать в подобии нижнего круга Ада по Данте, буквально вмерзающем в лёд. Единственным относительно стабильным местом работы является местная тюрьма: колония для пожизненно осуждённых и приговорённых к смертной казни. Именно там работают пять главных героев и содержатся пятеро ожидающих смерти. Всё просто и понятно, бесхитростно и неинтересно. На первый взгляд.
У Саши (Эльдар Калимулин) — невеста Наташа (Мила Ершова), приближающаяся свадьба, никому на самом деле не нужные поросята в качестве горячего и попытки абстрагироваться от работы путём обезличивания приговорённых. Рома (Данил Стеклов) живёт с мамой и не знает, что можно иначе. Петя страдает зависимостью от секса, пытается воспитывать сына и не врать Юле (Дарья Савельева), своей жене. Андрею (Дмитрий Сумин) приходится выбирать между честностью, моралью, родительским домом и счастливой жизнью с женой Катей.

Непонятно откуда (из города Кимры) свалившийся на их голову Костя (Иван Янковский) выгодно отличается: стильной одеждой и стрижкой, не затравленным взглядом, хорошим настроением. У него нет проблем в семье, зависимостей и давящих обстоятельств. Зато есть острый ум, внимательность, эмпатичность и стремление всем помочь.
И, конечно, жизнь начинает рушиться у всех, кроме Кости: Наташу насилуют после девичника; Катя сбегает от Андрея и его родителей, испортив дорогую сердцу его матери стенку; Ромина мама всё сильнее погружается в религию и суеверия; Петя (Леонид Тележинский), не заболевая сам, заражает жену и любовницу ВИЧ. Кажется, что всё вокруг летит к чертям. И тогда, как чёрт из табакерки, объявляется новый коллега и предлагает всё решить.
События развиваются вполне в духе гоголевских «Мёртвых душ»: почему бы не заработать на продаже чужой жизни? Вернее, смерти. Идею, конечно, героям подсказывают, толкая их на преступление против государства для сокрытия преступления против личности. Канцеляризмы здесь вполне в тему: примерно таким же сухим, безэмоциональным образом Костя делится с коллегами планом аутсорса.
Суть проста: родственники жертв приговорённых наверняка хотели бы справедливости для погибших близких. Почему бы не дать им возможность побыть правосудием, исполнить наказание своими руками? Тем более, работа, сопутствующая проведению казни, ни одному из героев-то и не нравится.

В сериале нет положительных персонажей: вчерашние жертвы становятся преступниками, решения меняются на ходу и оказываются полярно разными, а любовь вообще существует только как картинка из мыльной оперы, которые как раз в середине девяностых стали показывать по телевизору.

Все персонажи просты и сложны одновременно. И в силу этого понятны: даже если зритель не жил в девяностых, не видел всей безысходности и серости этих лет, он может узнать в героях кого-то из родительских рассказов, представить происходящее на основе сериалов и фильмов. Да и что уж греха таить, за пределами столиц довольно много городов, в которых затянувшиеся девяностые только близятся к переходу в новое тысячелетие.
По мнению редактора, актёрским открытием стала Карина Разумовская (играет мать Наташи): из практически идеальной молодой самодостаточной женщины, которую актриса сыграла в «Мажоре», здесь она превратилась в очень уставшую от жизни сорокалетнюю мать одной из героинь. И падения на колени перед дочерью после обвинения её в непристойном поведении удались отлично.
Сюжет до самого финала уходит в «злую» сторону без надежды на хоть какое-то торжество справедливости. И до последних минут кажется, что добро всё-таки победит зло, пусть и как-то без души, без огонька. Если добро должно быть с кулаками, то здесь оно ожидается какое-то вялое, слабенькое, с пальцами, которые не могут согнуться.
Но добро не побеждает. И в день, когда в стране отменяют смертную казнь, в живых остаются один исполнитель и один приговорённый.
Несмотря на данную страной надежду на лучшую жизнь, на самом деле, дальше не будет ничего, кроме безысходности.
Автор: Ирина Повзык
Кадры: Кино-театр.ру, Okko, Sreda production