ЭлектроТеатр Станиславский


«Эти и К.С.»

Эти и ка


Режиссёр — Серафима Низовская, Денис Бургазлиев
Вы когда-нибудь становились неотъемлемой частью спектакля, причем так, чтобы это было понятно почти сразу? Серафима Низовская в соавторстве с Денисом Бургазлиевым создали такую атмосферу. Зритель — инструмент, собеседник, внутренний спор человека и актера.

Что такое «Этика»? Это свод нравственных правил поведения в театре, принадлежащий К. С. Станиславскому. Этот свод и лег в основу постановки.
Все действие происходит на полупустой белой сцене, где стоит стол, два стула да вешалка. Больше ничего и не нужно, чтобы завлечь зрителя, если он этого желает. В этом проявляется чистота, священное место, на котором исповедуются двое, эти: Серафима и Денис. Она — полная противоположность его.
«Сцена — белый лист бумаги и может служить и возвышенному и низменному, как на ней играет»
Героиня Серафимы — это не опосредованный образ, это как бы одна из ее сторон, молодая, «зеленая», жаждущая славы. Она не повторяет роль перед выходом на сцену, а выходом это нельзя назвать, скорее, вбегание после начала — опоздала и дала о себе знать. Актриса не знает, кто такой Константин Сергеевич, его портрет пренебрежительно окидывает взглядом, к сцене относится без уважения: ее одежда неподобающая, уличная, как и «грязные калоши».
Герой Дениса же, наоборот, пунктуальный, перед спектаклем повторяет роль, делает дыхательную гимнастику, переобувается. Он — «правильный» актер, действующий по всем заветам Станиславского. Для него важен не только актер на сцене, но и за его пределами, ведь нельзя нести добродетель, красоту искусства тому, кто сам не соответствует этому.

Денис не прямо, но через цитаты из «Этики» осуждает Серафиму за ее поведение, но при этом по-доброму направляет ее на «истинный» путь.
Весь спектакль — это монологи, даже высказывания, практически без диалога как такового. Каждый высказывает свои постулаты о театральной этике, которые им ближе (Хармс, Станиславский). Во время своей речи каждый обращается к зрителям, смотрит прямо в зал, отходя от своего собеседника.

Они ищут поддержку своих слов, чтобы разобраться, хороши ли они как актеры, смогли стать эталоном или нет. Но это не значит, что они не сошлись в чем-то.
Точкой соприкосновения стала «контора» — административная часть театра, которая не понимает актеров. Ей все равно на их желания, состояние, а Эти по-своему страдают. Контрамарки, штрафы, зарплаты — все это не является искусством, а только ниточками воздействия на артиста, который подчиняется правилам.

Эта критика — основа. Если задуматься о ней с самого начала, то ваше впечатление о героях может перевернуться с ног на голову: рассеянная актриса станет надеждой на вольное поведение за пределами театра, а актер — невольником сцены.
«Это что, открытая репетиция?»
Зрителю стоит обращать внимание на каждую деталь сцены и на сцене, ведь они «выстрелят» в тот или иной момент. В скудных декорациях скрывается настоящий метафорический мир мыслей, который поражает своей неожиданной интерпретацией. И с этими мыслями герои борются, принимают их, проходят за час эволюцию личности.

Весь спектакль является антитезой во всем: противопоставление Серафимы и Дениса Бургазлиева, внешней красоты и внутренней тревоги, мира сцены и мыслей — но вместе они образуют единую картину и полностью дополняют друг друга, как Инь и Янь. В проблемном актере найдется «лучик света», а у примерного, опытного может найтись грешок, за который его могут выгнать из театра, ведь они — люди, а не механизм.
Но стоит помнить, что это просто открытая репетиция. Или нет?
Редактор: Олес Морова
Фото: Ирина Петровская-Мишина, Musecube