Малый театр

«Анна Каренина»
Всё переворотилось и только укладывается
Режиссёр — Андрей Прикотенко
Малый театр не впервые за последние годы делает шаг навстречу современной, «условной» режиссуре. Вышедшая в этом сезоне «Защита Лужина» по Набокову была уверенным шагом по пути прогресса, хоть и оказалась «запрятана» на малую сцену ордынского филиала. Давно анонсированная «Анна Каренина» известного по своим работам в Перми Андрея Прикотенко, очевидно, должна продолжить этот тренд с новым размахом: на основной сцене и с привлечением «фронтменов» труппы.
Итоговый результат напоминает сближение встречных поездов: для Андрея Прикотенко это очень консервативная работа, которая из всех «Карениных», идущих и шедших на московской сцене, по сути больше всего напоминает мюзикл в Московском театре оперетты. Линия Лёвина и Кити (самая интересная в романе, на мой извращённый взгляд) не удалена, но задвинута на периферию, никаких попыток вмонтировать в конструкцию романа другие тексты (в отличие от свежей таганской «Карениной») не сделано. Упор сделан на внешние решения, и ловишь себя на мысли, что все режиссёрские приёмы этого спектакля, которые засели в памяти, воплотил художник — Ольга Шаишмелашвили. Даже снег будто посыпался на Театральный проезд с Большой Дмитровки, а видевшие «Маскарад» Туминаса, смотря на бесконечный бумажный дождь, наверняка не станут скрывать саркастических улыбок. По сути, «условность» и «современность» спектакля сводятся к отказу от бутафорского «жизнеподобия» и аккуратному символизму, вроде детской железной дороги, проходящей через спектакль в качестве эмблемы будущей гибели Анны.
Но в этом не видно, однако, ни недостатка фантазии, ни сознательного подражания другим мастерам. Малый театр сосредоточил вокруг себя определенную зрительскую аудиторию, и для неё в центре внимания — не костюмы и декорации, мизансцены и приёмы, а разработка характеров в спектакле и соответствие актёрской игры определённому канону. Тут Андрей Прикотенко достиг удачи: мы увидели не ожившие иллюстрации Самохвалова, а очень человечный взгляд на роман, в котором Каренин в исполнении Виктора Низового далёк от толстовского оригинала и ближе скорее к чеховскому доктору Дымову. Гуманизация романа идёт далеко, и даже однозначные злодеи (вроде Лидии Ивановны, убеждающей Каренина не давать Анне развод) в обработке Прикотенко становятся несчастными людьми, неспособными разгадать сложную человеческую психологию и предвидеть последствия своих поступков. 
Идея «воздающего» Господа, в чьей руке находятся человеческие судьбы, тут, не проговариваясь явно, прочерчена  толще, чем в любой из виденных мной «Карениных». Словом, спектакль не сенсация и не прорыв на московском конкурентном поле, но для Малого театра это крупный шаг в правильную сторону: смотря «Каренину», понимаешь, зачем она поставлена, и видишь в актёрах сильную, глубокую эмоциональную работу над образами. Эта работа неровная, к сожалению, но она показывает, что артисты Малого театра способны играть всерьёз и тонко, в чём у многих театральных «гномов-ворчунов» были большие сомнения.
Андрей Прикотенко много усилий приложил, чтобы растормошить Малый театр, и у него получился не просто достойный костюмный спектакль, осовремененный «большой стиль», а своё, авторское воплощение великого романа, основанное на сочувствии и любви к людям, что сильно подкупает, ведь мизантропия – профессиональная болезнь для многих режиссеров. Но есть предположения, что сам режиссёр не вполне доволен результатом (иначе бы и работа над спектаклем так не затягивалась). Так что, кажется, Малому нужна ещё более тяжёлая артиллерия, чтобы выйти из затяжной изоляции и кризиса. Пусть сильнее грянет буря, она нужна этому театру, как детям семья, а семье – счастье. 

Автор: Артур Новик
Фото: Евгений Люлюкин, пресс-служба Малого театра | Кино-театр.ру