Режиссёр: Сергей Трофимов


«Этерна»

Этерна: на часах время апокалипсиса
Экранизировать многотомный цикл романов Веры Камши «Отблески Этерны» наши кинопроизводители пытаются не в первый раз. Несколько лет назад, в тяжёлый для нашего кинематографа послековидный период, вышел пилотный фильм «Этерна. Часть первая». Фильм обладал определённым шармом, но и недостатков у него было много. И, хоть он получил противоречивые отзывы, главной цели он всё же добился — пилотный фильм заметил Кинопоиск и дал «Этерне» второй шанс.

Поэтому обновлённый и переработанный проект уже в формате сериала с финансированием от крупнейшего онлайн-кинотеатра зрители ждали с нетерпением. Но вот смогла ли новая «Этерна» оправдать зрительские ожидания?
О чём сериал?
Сюжет сериала переносит нас в альтернативный мир позднего Средневековья, на территорию королевства Талиг, где дворцовые интриги и дуэли соседствуют с живыми мертвецами и приближающимся апокалипсисом. Эдакий мир «Трёх мушкетеров» Дюма, если бы в нём существовала магия.
В течение сериала мы следим за тремя основными линиями. Первая — линия юного герцога Ричарда Окделла, сына мятежника, пытавшегося несколько лет назад совершить дворцовый переворот.

Ричард проходит обучение в школе оруженосцев, надеясь восстановить честь семьи и отомстить убийце своего отца — герцогу Рокэ Алва. По иронии судьбы по окончании обучения Ричард попадает в оруженосцы именно к герцогу Алва и едет в столицу королевства, чтобы ему служить.
Следующая линия — история Альдо Ракана, принца в изгнании и наследника престола Талига. Четыреста лет назад его предки, стоявшие у истоков королевства, были свергнуты новой династией и бежали в соседнее государство. Теперь Альдо лелеет мечту вернуть себе трон. Однако для этого ему приходится играть в опасные политические игры — он заключает магический договор о взаимопомощи с общиной скрытого народа гоганов, не предполагая о возможных последствиях ритуала.
Третья линия рассказывает о священнике, отце Германе, который, как тот самый вестник, пытается докричаться до занятых своими мелкими разборками людей, чтобы сообщить им более важные вести — о надвигающемся конце света.

Через линию отца Германа мы узнаём о магической составляющей мира сериала, вместе расследуем признаки апокалипсиса и сомневаемся: действительно ли грядёт что-то страшное, или Герман просто безумец?

Плюсы:
Несмотря на то что сериал получился не идеальным, у него всё же есть множество неоспоримых плюсов. Первый из них — актёрский состав. Здесь есть как мастодонты российского кино, такие как Юрий Чурсин, исполняющий роль Рокэ Алва (и, надо сказать, который потрясающе органично смотрится в таком амплуа и в таком сеттинге), так и начинающие звёзды, такие как Иван Трушин, которому в свои 21 довелось сыграть одну из главных ролей — Ричарда Окделла.
Многие актёры идеально воссоздали свои книжные прообразы. К примеру, Антон Рогачёв оказался идеальным Альдо Раканом, будто сошедшим со страниц книг. Другие же создали совершенно новых героев, как в случае с Павлом Чинарёвым и его персонажем Робером Эпине. Интересную интерпретацию персонажа короля Талига Фердинанда Оллара привнёс Михаил Тройник. Для многих читателей оригинального цикла такие перемены в персонажах оказались шокирующими. Тем не менее у сериала получилось создать разнообразный и многогранный актёрский ансамбль, в игре которого нет поводов сомневаться.
Также нет сомнений и в визуальной составляющей сериала. Мало того что привлекательными актёрами в их роскошных костюмах хочется любоваться, так еще и сам сериал оказался очень красивым! Здесь и костюмы, и декорации, подобранные в приятной цветовой гамме, и грамотная операторская работа, кадр за кадром ведущая нас по истории. Но в первую очередь, конечно же, в глаза бросаются спецэффекты.

Сложные, качественные, захватывающие. С помощью них создают панорамы фэнтези-городов, показывают магию этого мира и события, предвещающие конец света. Выглядит это не только красиво, но и, что немаловажно, правдоподобно. Здесь есть всё, что нужно любому фэнтези: магия, сражения, масштабные сцены, дуэли и интриги.
Отдельно здесь хочется отметить визуализацию гоганов и их общины — какие монументальные и таинственные декорации сопровождают сцены с ними, какие интересные решения в причёсках и костюмах

И, конечно, хорошее фэнтези не могло обойтись без запоминающегося саундтрека. «Этерне» удалось такой создать. Бодрый, динамичный, немного воинственный и при этом запоминающийся.
Минусы:

Важнейшей составляющей в кино всегда является сюжет. Поэтому так обидно, когда именно сюжет оказывается минусом сериала.

Нет, в глобальном смысле с сюжетом всё хорошо. За приключениями героев интересно наблюдать, они вызывают желание узнать, что будет дальше, разобраться в устройстве вселенной. И читатели книг, и новые зрители способны разобраться в происходящем и найти для себя линию или персонажа, за которым следить будет интереснее всего.

Однако создатели сериала всё же не смогли справиться со сложными лором книг. И это понятно. Книги, которые занимают 17 томов, не могут быть простыми. «Отблески Этерны" — произведение сложное, это многоэтажная запутанная конструкция с десятками персонажей и тысячей различных деталей мироустройства. Пытаясь пересказать основной сюжет, вычленить самое главное среди множества деталей, авторы потеряли нюансы, без которых история потеряла свою прочность и начала рассыпаться.

Оказалось, «Отблески Этерны» невозможно пересказать, не вдаваясь в подробности. Потому что именно из подробностей, которые авторы опустили, складывались мотивации персонажей, объяснялись их поступки, выстраивался сюжет. Где-то создатели смогли заменить хитросплетения событий и взаимоотношений на более простые и прямые мотивы тех или иных поступков (к примеру, тот факт, что причиной для дуэли Ричарда и Эстебана стали отношения Эстебана с Айрис, а не многолетняя политическая вражда), а где-то подобного эффекта не случилось.
Вторым важным недостатком оказался недостаток бюджета. Какими бы огромными ни были вложения Кинопоиска в этот сериал, реалии нашей киноиндустрии таковы, что их всё равно оказалось недостаточно.

Объясним на примере. «Игра Престолов», с которой любят сравнивать «Этерну», может себе позволить снять сцены, где карета едет по нескольким переполненным людьми улицам средневекового города, и мы верим в реальность этих этих улиц, этих людей, этого города.

«Этерна» же снимает, как карета подъезжает к зданию, и где-то на границе сознания мы понимаем, что, если сдвинуть камеру, за ней не будет ничего. За краем кадра «Этерны» не существует. Там будет павильон или конец декорации, но не продолжение фэнтези-мира. Причина в том, что снимать кино — дорого, а уж снимать фэнтези-сериал дороже втройне. Но даже с лучшим финансированием наши бюджеты едва ли составят одну десятую бюджетов Голливуда.

Поэтому везде в «Этерне» чувствуется лёгкая нехватка: нехватка мебели в интерьерах, нехватка натурных сцен, нехватка массовки, нехватка парочки лишних минут хронометража. Сложно сказать, есть ли в этом чья-либо вина и
можно ли было снять по-другому, но факт есть факт — иногда во время просмотра из вовлеченного погружения во вселенную тебя вырывает суровая реальность, и вернуться обратно бывает сложно.


Еще одна придирка, которая касается не столько «Этерны», сколько современной школы актёрской игры в целом — речь актёров молодого поколения. Порой во время диалогов хочется спросить, посещали ли юные артисты занятия по сценречи, и если да, то изменить их оценки в дипломах по этому предмету на неуды. Потому что-то, как часто проглатывались слова и произносились невнятно фразы, вызывает только недоумение.
Выводы:
Несмотря на все минусы, «Этерна» всё ещё остаётся беспрецедентным проектом для нашего кинематографа, и одно только её появление толкнёт киноиндустрию вперёд и даст дорогу жанру фэнтези.

Да, многие фанаты книг остались недовольны тем, как перенесли их любимую историю на экраны, но читателям всегда сложно угодить, а фандом, который уже сложился вокруг сериала, лишний раз доказывает, что «Этерна» нашла своего зрителя несмотря на все преграды. Остаётся только надеяться, что, если сериал продлят на второй сезон, это станет возможностью для создателей исправить прежние ошибки.
Что же касается вопроса, смотреть или нет, ответ очевиден — однозначно смотреть.

Потому что в «Этерне» в первую очередь видно самое главное — проект делался с большой любовью к оригинальным книгам, к своему делу и к зрителям, которые его посмотрят.
Приглашённый автор: Леся Парасоцкая
Кадры: Кинопоиск